Проверка на прочность

Экономика регионов Северо-Запада демонстрирует изрядную устойчивость. Пока нет признаков того, что финансовый кризис окажет решающее влияние на ход естественных процессов в отраслях

Мировой финансовый кризис уже накрыл Россию. В полной мере страдает от него и Северо-Запад. Множатся сообщения о технических дефолтах финансовых организаций и компаний из других секторов экономики, не справляющихся со своевременным обслуживанием своих долгов. Многие из них замораживают или вовсе сворачивают инвестиционные проекты. Начинается сокращение персонала. На первых порах компании в основном отправляют работников в неоплачиваемые отпуска, но постепенно начинаются и увольнения. Тем не менее об экономическом кризисе на Северо-Западе говорить пока рано.

Облигационный капкан

Первыми на Северо-Западе, как и во всей России, начали страдать финансовые организации. Наиболее известные случаи – фиаско петербургского инвестиционного банка «КИТ-Финанс» в самом начале кризиса (недавно его основными собственниками стали РЖД и «Алроса») и возникшие в середине октября проблемы с ликвидностью у одной из крупнейших финансовых компаний Северо-Запада – Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК). Крупнейшая структура холдинга – банк ВЕФК – перестал проводить платежи юридических лиц. Физлицам деньги пока выдают безоговорочно. Но объем обязательств по частным вкладам у ВЕФК огромен – 27,2 млрд рублей по итогам третьего квартала. И банк объявил, что намерен привлечь средства акционеров и что подал в ЦБ заявление о предоставлении кредита, обеспеченного активами.

Параллельно кризис ликвидности затронул и компании из других секторов экономики, переставших справляться с обслуживанием своих облигационных займов. Основная причина этого – невозможность в нынешних условиях получить рефинансирование для прохождения оферты по займу. Из наиболее крупных эмитентов можно отметить холдинг «Северо-Западная лесопромышленная компания» (СЗЛК). В сентябре СЗЛК объявила сначала технический, а затем и реальный дефолт по своим долговым обязательствам. Аналитики предвещают, что дефолт по своим облигациям объявят до 50% компаний третьего эшелона, к которым относятся почти все компании Северо-Западного региона (особенно если не учитывать номинально прописанных в Санкт-Петербурге грандов вроде ВТБ).

Скачки с препятствиями

Энергично развивавшаяся в последние годы сетевая торговля, где принято широко использовать банковские кредиты не только для реализации новых проектов, но и для пополнения оборотных средств, испытала финансовый кризис в полной мере. Лишенные доступа к банковским средствам, ритейлеры сворачивают программы экстенсивного развития, а проблему нехватки оборотных средств перекладывают на плечи поставщиков, задерживая платежи до 90 дней и более.

Правительство пытается снизить напряженность, поручив ВТБ и Сбербанку выделить средства на кредитование розничных операторов продуктовой розницы для пополнения оборотных средств и рефинансирования кредитов (но не на расширение бизнеса). В список кредитуемых вошли крупные федеральные сети (X5 Retail Group, «Лента», «Магнит», «Мосмарт» и др.). Менее масштабные игроки оказались вне зоны государственного протекционизма и начинают испытывать давление со стороны кредиторов.

Показательным в этом смысле можно считать конфликт калининградской ритейлерской группы «Вестер» со своим кредитором – Бинбанком. Банк 3 октября предъявил требование о досрочном погашении кредита в объеме 6 млн долларов, мотивировав его невыполнением обязательств и ухудшением финансового положения заемщика. Ритейлер обратился в суд с заявлением, отвергающим все претензии. Чем закончится эта история, еще неизвестно, но уже очевидно, что впереди целая череда разбирательств между банками и сетевыми ритейлерами, в результате которых структура собственности компаний розничного рынка может довольно сильно измениться.

Повлиял кризис и на сделки купли-продажи компаний. Наиболее яркий пример – срыв сделки по продаже финской Kesko петербургской сети гипермаркетов «Лента», входящей в тройку крупнейших компаний российского продуктового ритейла. В начале сентября стороны вроде договорились о цене (порядка 2 млрд долларов, по мнению экспертов), но тут вмешался кризис, и в середине октября Kesko официально объявила о срыве сделки. С тех пор никаких новых сообщений не поступало – видимо, продажа «Ленты» заморожена.

Однако сама сеть развивается пока вполне успешно. Секрет, похоже, в удачной стратегии. «Мы в развитии сети не только опираемся на средства банков, но и привлекаем к финансированию акционеров. Поэтому даже в нынешней ситуации у нас нет проблем с привлечением кредитных средств, – говорит член правления компании „Лента“ Кирилл Панюшкин. – Фактически все привлекаемые компанией средства идут на ее развитие, а не на поддержку операционной деятельности, которая практически не требует внешнего банковского финансирования».

Вполне успешно проходят испытание кризисом и другие компании, избравшие подобную стратегию. Так, в розничном сегменте магазинов шаговой доступности с успехом реализует проект банк «Таврический», акционеры которого инвестировали около 210 млн рублей в сеть продуктовых магазинов «Морковь», развиваемую в Петербурге и Екатеринбурге. Петербургская сеть бытовой техники и электроники «Просто» собирается за счет собственных средств (около 11 млн долларов) в два раза увеличить количество торговых точек в Петербурге и других регионах. «Кризис стал лакмусовой бумажкой для компаний с точки зрения эффективности их бизнес-процессов и финансовой грамотности», – отмечает директор департамента розничных продаж сети магазинов «Просто» Алексей Артамонов.

Впрочем, с началом кризиса некоторые компании пересмотрели свою политику. Так, Х5 урезал инвестиционные программы на этот год на 400 млн долларов, до 1 млрд. Главный исполнительный директор X5 Retail Group N.V. Лев Хасис заявил, что на ближайшие год-два будет приостановлено строительство собственных торговых объектов. При этом глава Х5 не скрывает, что средства могут быть направлены на приобретение подешевевших на 30-40% готовых торговых помещений в регионах, и не исключает инвестиций в покупку новых розничных активов.

Сложнее придется кредитованным компаниям, в первую очередь – непродовольственного сектора. Чтобы выплатить долги, они вынуждены либо расстаться с частью своего бизнеса, либо продаться более крупным игрокам, причем с большим дисконтом – осенью мультипликаторы по ритейлу упали с 0,7 до 0,3%. Не исключено, что первые сделки слияния и поглощения произойдут на рынке автомобильного ритейла, который одним из первых почувствовал существенный спад продаж (на дорогие иномарки – до 50%, на более дешевые – до 20%), доля кредитных сделок здесь достигает 50%. Компании объявляют о замораживании новых проектов строительства автоцентров. Так, петербургский холдинг «Стратегия Рост», по словам его президента Сергея Моренкова, до конца этого года откроет три автоцентра, а остальные проекты заморозит, хотя участки под них уже приобретены.

Нельзя исключать того, что в банковской сфере получит широкое распространение практика брать в залог акции компаний-клиентов. И многим ритейлерам, перед которыми сегодня уже остро встал вопрос о рефинансировании долгов, выбирать будет не из чего.

В строительстве – спад

Как сами строители, так и аналитики отмечают заметное снижение объемов привлекаемых заемных средств даже в сегментах коммерческой и жилой недвижимости Петербурга (не говоря уже о менее рентабельной – промышленной), где спрос и цены до последнего времени устойчиво росли. И не потому, разумеется, что строителям кредиты не нужны, – банки не хотят их давать, а если и соглашаются, то на общих для всех отраслей ужесточившихся условиях (20% и выше плюс высоколиквидный залог). Отчасти банкиров можно понять: к прочим рискам (строителям нужны относительно длинные деньги и др.) нынешний кризис добавил еще один – сокращение спроса на квартиры из-за информационного давления на покупателей. Они ждут снижения цен. Вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров подчеркивает: «Манипуляция общественным мнением и нагнетание обстановки приводят к отложенному спросу».

Одновременно с этим на российский рынок перестали приходить западные инвестиции. Иностранные фонды, развернувшие было активную деятельность, спешно сворачивают ее. «Они осторожны, хотя признают, что в России ситуация все равно лучше, чем на европейском рынке. Но уже несколько недель решения об инвестициях не принимаются», – комментирует ситуацию директор департамента инвестиционного консалтинга Colliers International Николай Казанский.

«Сейчас уже сложно понять, что было первым, яйцо или курица – разговоры о надвигающемся кризисе или ужесточение условий кредитования, – рассуждает генеральный директор строительной компании „Петрополь“ Марк Лернер. – В любом случае сработал фактор страха. Сначала решили подстраховаться банки, а затем и застройщики. Первые, опасаясь невозвратов, выставили запретительные процентные ставки на кредитование девелоперских проектов и ипотеки. Вторые, прогнозируя снижение спроса и рентабельности, начали замораживать проекты, находящиеся на ранней стадии реализации».

Вообще говоря, подобная угроза нависла и над проектами, осуществляемыми в Петербурге в формате государственно-частного партнерства. Однако вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский твердо заявил, что ни один из крупных городских проектов Петербурга не будет заморожен в связи с кризисом. По его словам, все инвесторы, как и город, имеют хороший запас прочности и не собираются приостанавливать свои проекты.

Лучше прочих себя чувствуют компании, у которых достаточно собственных средств и которые не пользовались банковскими кредитами. Председатель совета директоров строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков настроен оптимистично: «Бояться абсолютно нечего. В панику ударяются те, кто не продумывал стратегию развития, брал много денег у банков. Те, кто вел продуманную политику и в меру пользовался смешанным финансированием, могут ничего не опасаться». Вообще, строить сейчас крайне выгодно: из-за падения цен на ряд стройматериалов (главным образом – металл и цемент) нынешняя себестоимость на 30-35% ниже прежней и будущей (стройматериалы, конечно, подорожают). Так что тот, кто ухитряется строить сегодня, окажется в выигрыше, поскольку на рынке в ближайшие полтора-два года объем предложения будет невелик. Главное условие – качественные проекты и грамотное финансирование.

По поводу краткосрочных перспектив рынка мнения участников расходятся, поскольку никому не ясно, как будет действовать власть и появятся ли деньги в реальной экономике. «В ближайшие шесть-восемь месяцев сократится и спрос, и предложение. Произойдет „схлопывание“ рынка. Возможно, в скором времени мы увидим ценовую коррекцию на 10-15%», – предрекает Марк Лернер. По мнению директора по маркетингу компании «ЛЭК» Валерия Корнилова, если не бросать строительные площадки, а продолжать работу, «рынок восстановится значительно быстрее, чем многие думают», поскольку недвижимость по-прежнему остается чуть ли не «единственной сферой, где можно реально спасти деньги, особенно в долгосрочной перспективе».

«Последствия кризиса будут определяться его глубиной, – уверен генеральный директор ИСК „Грантика“ Дмитрий Абрамов. – На рынке произойдут большие изменения, возможны слияния и поглощения компаний, но это абсолютно нормальный процесс его оздоровления». Ни один сценарий не предрекает обвала строительного рынка.

Спад в строительстве породил проблемы у производителей строительных материалов. Заказы от девелоперов (а также машиностроителей) начали сокращаться (сейчас – на 30-40%), а вместе с ними и цены. Наиболее заметно снизилась стоимость металла (на это повлияла и мировая конъюнктура). Хотя в первой половине 2008 года цены на металл для строительства традиционно росли (причем значительно – на 70-100%), во втором полугодии начался обратный процесс. Только с начала августа по середину сентября цены на строительную арматуру упали на 33%, и, по прогнозам экспертов, снижение вполне может достичь уровня начала 2008 года. Вкупе с удорожанием кредитов все это негативно повлияло на металлургические предприятия. Крупнейший холдинг Северо-Запада, «Северсталь», в октябре объявил о сокращении на четверть объемов своего производства на Череповецком металлургическом комбинате.

Торможение кризисом

На сферу железнодорожных грузоперевозок мировой кризис начал влиять еще раньше российского. За восемь месяцев 2008 года рост объемов перевозок в направлении портов Северо-Запада подразделениями РЖД составил около 60 тыс. тонн, то есть 0,07% от уровня 2007 года. И это при том, что за последние пять лет объемы грузоперевозок в этом направлении по железной дороге увеличились почти в два раза – с 50,9 млн тонн в 2003 году до 86 млн в 2007-м (в частности, через порты Финского залива – с 32,6 до 61,7 млн тонн). Таким образом, можно считать, что в 2008 году рост грузоперевозок на Северо-Западе прекратился. Главная причина, по мнению экспертов, – вызванный кризисом спад производства и потребления товаров на мировых рынках.

Кризис, безусловно, внесет корректировки в планы компаний транспортной сферы Северо-Запада. Так, существенные проблемы могут возникнуть с финансированием строительства портовых комплексов, многие из которых и в «мирное» время подолгу простаивали без денег. Изменения произойдут и в планах РЖД, которые уже заявили о частичном сокращении некоторых своих программ. В какой степени сбудутся озвученные в прошлом году планы по развитию предприятий транспортного комплекса, зависит от мировой экономической ситуации.

К числу отраслей, которые рискуют наиболее сильно пострадать от финансового кризиса, относится и лесопромышленный комплекс Северо-Запада. «Все приоритетные инвестиционные проекты в ЛПК, связанные как с развитием действующих мощностей, так и со строительством новых, будут отложены, на мой взгляд, как минимум на год», – утверждает директор по взаимодействию с органами власти и местным самоуправлением Группы «Илим» Дмитрий Чуйко. Таким образом, под угрозой оказывается не просто ряд проектов по развитию бизнеса, но сама концепция трансформации российского ЛПК в современную высокодоходную отрасль. Впрочем, экономисты уверены, что инвестиции в ЛПК по целому ряду причин все же придут. По их прогнозам, это произойдет примерно через год (подробнее см. «Патерналистские надежды отрасли» на стр. 22).

Выручат инновации и консолидация

Пищевую промышленность кризис застал в сложном положении. Потребление молочной продукции в 2008 году заметно сократилось. Это повлияло и на производство – по данным Росстата, в этом году оно уже упало почти на 5%. Участники рынка считают, что в такой ситуации основной путь развития переработки – усложнение продуктов и инновации. Это существенно повышает рентабельность бизнеса (в среднем по отрасли она составляет сегодня около 11,5%). Кризис обострил проблему неустойчивости мелких и средних компаний – консолидация рынка наверняка пойдет быстрее. Мелкие предприятия не могут вкладывать значительные средства в разработку новых продуктов, расширение сбытовой сети. И потому многие из них вынуждены продаваться лидерам рынка и крупным агропромышленным холдингам, которые постепенно прибирают к рукам региональных производителей. Кризис явно ускорит этот процесс.

Среда лидеров рынка более устойчива, монополизации там не происходит. Соответствующие попытки предпринимаются, но пока терпят поражение. Так, Пискаревский молочный завод (сейчас он занимает третье место на петербургском рынке после «Вимм-Билль-Данна» и «Юнимилка», контролируя 15% в нише цельномолочной, кисломолочной продукции, сметаны и творога) в конце прошлого года отказал «Вимм-Билль-Данну» (ВБД) в продаже 51% акций. Ранее холдинг не смог заполучить комбинаты «Петмол», «Роска» и завод «Северное молоко» (Вологодская область). Правда, нынешний финансовый кризис обострит ситуацию, и если кто-то из потенциальных жертв ВБД даст слабину (проявятся дефекты управления, ошибки стратегии или тактики и т.п.), он вполне может быть поглощен алчным гигантом – если, впрочем, у самого ВБД хватит на это сил.

На северо-западном рынке мясопереработки консолидация зашла гораздо дальше, чем на молочном, – лидеры уже поглощают друг друга. Финская Atria Group, которая три года назад приобрела крупнейшего петербургского производителя, «Пит-Продукт», нынешним летом купила еще и «КампоМос». Месяц назад акционеры холдинговой компании «Парнас» (10,4% рынка Петербурга) подписали соглашение о продаже 65% акций предприятия «Леноблптицепрому». В ближайшее время «Леноблптицепром» собирается выкупить еще 24,4% у структур ЕБРР.

Сфера производства куриного мяса вряд ли заметно пострадает от кризиса. Это наиболее рентабельный сегмент мясной промышленности. В последние годы он испытал инвестиционный бум. Крупные компании пока не намерены замораживать «куриные» проекты.

В ближайшее время консолидация основных сегментов рынка продолжится. Большой запас в этом смысле есть у рыбоперерабатывающей промышленности, у производителей масла, сыра. «Как показывает практика, это наиболее выигрышная стратегия. Создание крупных агрохолдингов позволяет снижать себестоимость, оптимизирует логистику, делает рынок более стабильным и цивилизованным», – говорит генеральный директор АПК «ОГО» Александр Петров. Он прогнозирует дальнейшее укрупнение игроков «пищевки» и сокращение их общего количества. Причем финансовый кризис вряд ли окажет на этот процесс решающее влияние. С одной стороны, у компаний сокращаются свободные финансовые ресурсы, но с другой – выживать в кризисных условиях легче крупным игрокам.

Помогут, куда денутся!

Существуют отрасли, которым, по прогнозам экспертов, финансовый кризис не нанесет серьезного урона. Как ни странно, всеобщей участи могут избежать предприятия машиностроения, судостроительной промышленности, военно-промышленного комплекса (ВПК), далеко не самые жизнеспособные в российской индустрии.

Эксперты объясняют этот парадокс двумя основными причинами. Во-первых, большинство предприятий предпочитают реинвестиции, а кредиты берут в крайних случаях. Во-вторых, промышленники Северо-Запада сильно связаны с государственным оборонным заказом и федеральными целевыми программами. Промышленники уверены, что государство, которое стоит перед острой необходимостью решать множество задач оборонного и экономического характера (в частности, развития электроэнергетики), в обиду их не даст – позаботится и о новых заказах, и о состоянии тех, кто эти заказы будет выполнять.

Так, на петербургском Балтийском заводе по контракту с госкорпорацией Росатом строят первую в мире плавучую АЭС КЛТ-40С. Северодвинский «Севмаш» выполняет масштабный проект по строительству атомных подводных лодок стратегического назначения (проект 955 («Борей»)) в интересах ВМФ России, а также продолжает модернизацию для ВМС Индии авианесущего крейсера «Викрамадитья» (ранее – «Адмирал Горшков»). Военный бюджет России постоянно растет: в 2009 году гособоронзаказ вырастет еще на 26% и составит 1,3 трлн рублей. Так что оборонный заказ таким предприятиям гарантирован.

Серьезные виды на региональную тяжелую индустрию, в частности судостроение (его костяк – Северо-Запад), имеет «Газпром». В ближайшие 20 лет для разработки шельфовых месторождений нефти и газа этому государственному концерну потребуется 40 морских буровых платформ. Сегодня генподрядчиками по созданию морских платформ являются «Севмаш» и Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, Ленинградская область). Причем другие индустриальные компании региона подключаются к этим проектам как субподрядчики, что повышает их загрузку. Например, Балтзавод приступил к обработке металла, из которого ВСЗ будет строить платформы, а одно из крупнейших российских энергомашиностроительных предприятий – Ижорские заводы – уже завершило изготовление первого корпуса реактора для плавучей АЭС.

Не ждут сокращения заказов и в концерне «Силовые машины»: экономический кризис может снизить темпы роста спроса на электроэнергию в стране, однако проблему энергодефицита, который в последние годы серьезно тормозил реализацию инвестиционных проектов во всех отраслях экономики, он не снимет. Страна нуждается в новых генерирующих активах, а это гарантирует загрузку энергомашиностроителей на многие годы вперед.

Пока предприятия практически всех сфер экономики Северо-Запада выдерживают проверку на прочность, которую им устроил финансовый кризис, – признаков сколько-нибудь значимого экономического кризиса в регионах не видно. Однако это только начало, эксперты предсказывают ухудшение ситуации весной будущего года. Удастся ли экономике Северо-Запада удержаться от серьезного спада, зависит от того, как поведут себя в ужесточающихся условиях и бизнес, и государство.

Санкт-Петербург