Невыгодно экономить

Увеличив объемы производства и переориентируясь на дорогостоящую продукцию, «Петмол» рассчитывает вернуть лидирующие позиции на петербургском рынке

«Петмол» переехал из центра Петербурга на новую площадку – в промзону «Парнас» – и расширил свои производственные мощности. Теперь комбинат готов принимать до тысячи тонн молока в сутки, это более чем в  два раза превосходит мощности прежнего предприятия.

Петербургский молочный комбинат – первый, построенный в рамках реализации новой стратегии развития «Юнимилка», владеющего «Петмолом» с 2003 года. Холдинг заявил о намерении построить за пять лет мощные заводы в Ростове, Екатеринбурге и Новосибирске, ориентировав каждый на производство определенного вида продукции, которая будет продаваться по всей стране.

«Петмолу» в планах «Юнимилка» отведена роль производителя высокомаржинальной продукции и детского питания для Северо-Запада и Центральной России. Новые задачи потребуют от руководства петербургского переработчика освоения новых компетенций. Но директор «Петмола» Виктор Ожогин уверен, что расширение производства позволит предприятию не только выполнить установку «Юнимилка», но и вернуть утраченные позиции на петербургском рынке.

– Доля «Петмола» на рынке Санкт-Петербурга в последние годы  уменьшилась. В 2005 году она была 40%, сейчас – 29%. Рассчитываете ли вы вернуть позиции на родном рынке?

– Было время, когда «Петмол» считался самым сильным игроком на петербургском рынке. Затем пришел «Вимм-Билль-Данн» и другие компании такого уровня, очень сильные соперники, ситуация усложнилась – каждый отвоевал какую-то долю. Мы пытаемся восстановить прежние позиции на рынке за счет кропотливой работы над качеством продукции, упаковкой и маркетингом, и что-то получается. «Петмол» постепенно увеличивает свое присутствие: по данным Nielsen, по сравнению с прошлым годом наша доля выросла на 4%. Думаю, что уже в следующем году, когда новый «Петмол» начнет работу в полную силу, результаты будут намного лучше.

– Но ведь и конкуренция обостряется – недавно под Петербургом построили завод «Галактика». Его мощности сравнимы с вашими. В таких условиях не потерять бы ту долю, которая есть…

– Во-первых, мы можем поставить на рынок товары разных ценовых сегментов как за счет продукции, привезенной с других комбинатов «Юнимилка», так и за счет увеличения доли товаров той или иной категории, производимых на самом «Петмоле». Во-вторых, мы готовы конкурировать за счет высокого качества – мы используем только натуральное сырье для производства продукции федеральных брендов, а именно они составляют большую часть нашего продуктового портфеля.

К тому же «Петмол» может конкурировать с другими заводами по цене продукции. На новой площадке за счет автоматизации и специализации завода мы повышаем производительность труда более чем в два раза. А это сокращает затраты на производство.

В российской промышленности есть проблема низкой производительности труда – огромное количество работников и маленький объем производства, что как раз и связано с низким уровнем его автоматизации. А в результате внедрения практически полностью автоматизированных линий, как на «Петмоле», повышается производительность труда и заметно снижается себестоимость продукции.

– На открытии новой площадки предприятия заявлено, что мощности по переработке молока возросли до тысячи тонн в сутки. Но реальные объемы пока втрое меньше, чем на старом заводе «Петмола». Почему?

– Чтобы загрузить мощности полностью, нам необходимо  достаточное количество качественного сырья, его на сегодняшний день в нужном объеме нет. Кроме того, вопрос в том, будет ли спрос на продукцию, которая производится на заводе.

Но строительство предприятия с избыточным потенциалом – не маркетинговый просчет, а стратегическое решение нашего собственника – «Юнимилка». Как выясняется, сегодня в России модернизация и расширение действующих мощностей обходится дороже, чем строительство новых. Поэтому петербургский завод строился на перспективу. Жесткой даты выхода на максимальную мощность пока нет.  Определенно можно сказать только одно – летом 2009 года состоится запуск второй линии производства, и объемы переработки составят уже 750 тонн в сутки.

– Надо понимать, к следующему лету вы надеетесь решить сырьевой вопрос?

– Пока завод загружен не на полную мощность, сырья нам хватает. Дефицит покрывается закупками молока в странах Балтии. В дальнейшем, когда потребуется увеличить мощности предприятия, мы будем расширять количество поставщиков. Мы также рассчитываем сотрудничать с хозяйствами – поставлять им современное оборудование по лизинговым схемам. Кроме того, предполагаем, что вскоре острота сырьевой проблемы на Северо-Западе снизится. Не все молокоперерабатывающие компании смогут пережить финансовый кризис, пострадают в первую очередь мелкие и средние производители. Многие компании уже сейчас не могут оплачивать услуги фермеров, и хозяйствам ничего не остается, кроме как искать платежеспособных клиентов. Думаю, что за счет уменьшения числа переработчиков освободится большое количество молока.

 pic_text1

– Не собираетесь решать сырьевую проблему своими силами? Ведь и у «Юнимилка», и у «Вимм-Билль-Данна» есть свои фермы?

– Да, у «Юнимилка» есть свои фермы, но это не играет значительной роли в обеспечении компании сырьем. Покупаем молока мы все равно гораздо больше. Чтобы полностью обеспечить себя сырьем, надо создать бизнес, сопоставимый по размерам с перерабатывающей компанией. Все равно что АвтоВАЗу предложить купить железный рудник, чтобы обеспечить себя сталепрокатом. Это другой бизнес, поэтому у «Юнимилка» в стратегии нет инвестиций в производство молока.

Решением сырьевой проблемы должно озаботиться государство. Продуманная система государственных дотаций сельхозпроизводителям позволит регулировать цену на сырье, удерживать рост розничных цен на конечную продукцию. Как показывает опыт европейских стран, только при поддержке государства молочное животноводство станет рентабельным и в отрасль будут приходить инвесторы.

– В программе развития «Юнимилка» предусмотрено «затачивание» каждого нового завода под свою продукцию. Чем определена ваша специализация?

– «Петмол» будет ориентирован на производство детского питания и высокомаржинальной продукции, потому что сырье в Ленинградской области достаточно качественное. Таким сырьем, наверное, не обладает ни один российский регион. Выпускать продукцию эконом-класса из него абсолютно невыгодно. Основная затратная часть для переработчиков – сырье. Его стоимость составляет порядка 70% себестоимости нашей продукции. При такой цене на молоко (в Санкт-Петербурге она достигает 17 рублей за литр, в то время как средняя цена сырья по России – 11 рублей) мы должны производить продукты, которые будут рентабельны для компании. Хотя высокомаржинальная продукция производилась на заводе и раньше, оборудование для выпуска некоторых ее видов появилось только сейчас, например для густых йогуртов и творожных десертов.

Основными молочными брендами на заводе станут «Биобаланс» и «Простоквашино». Будет расширена также линейка детского питания под маркой «Тёма», появится продукция на основе сыворотки, а также инновационные продукты. Некоторые инновационные продукты уже появились – это марка «Биобаланс», мы намерены расширять ассортиментный ряд этого бренда. Но в ниши мы не пойдем – не будем производить продукцию для ограниченного круга потребителей. «Петмол», как и «Юнимилк», ориентирован прежде всего на массовый спрос.

 – Нижний ценовой сегмент на Северо-Западе «Юнимилк» оставит конкурентам?

– Нет, продукцию нижнего ценового сегмента (например, под торговой маркой «Летний день») мы планируем привозить в основном из других регионов. Конечно, есть продукты короткого срока хранения, скажем питьевое молоко, которые перевозить из региона в регион невозможно. Их для Петербурга будет производить «Петмол».

– Будет ли расти спрос на высокомаржинальную продукцию?

– По нашим прогнозам, спрос должен расти. Для этого есть все предпосылки. До недавнего времени росли доходы потребителей, и они постепенно переключались на более дорогие продукты. А производителей высокомаржинальной продукции на рынке немного. Основные – «Данон», Ehrmann, «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк». Это объективно: мелкие и средние производители не могут себе позволить закупать оборудование для производства продукции класса «премиум», это требует очень больших инвестиций. Так что чрезмерной тесноты в верхнем ценовом сегменте молочного рынка пока не ожидается.

С другой стороны, есть опасения, что в связи с кризисом оптимистичные прогнозы по расширению спроса на высокомаржинальную продукцию не оправдаются. Но в любом случае кризис может повлиять только на темпы роста спроса, сам спрос сохранится. Однако процентное соотношение продукции классов «премиум» и «эконом» в продуктовом ассортименте «Петмола» – не догма, оно может меняться в зависимости от спроса. Мы можем оперативно переключиться на выпуск продукции низкомаржинальной, так как располагаем мощностями для производства всей продуктовой линейки «Юнимилка».

Санкт-Петербург