Тихой сапой

Тема недели
Москва, 24.11.2008
«Эксперт Северо-Запад» №46 (394)

Внесение Дмитрием Медведевым поправок в Конституцию России об увеличении сроков полномочий президента и нижней палаты парламента породило дискуссию, не открываем ли мы ящик Пандоры. Тот самый ящик, что без малого 15 лет держался на прочном замке и был основой для движения страны по относительно демократическим рельсам. И не распаковываем ли мы Основной закон, чтобы потом влезать в него снова и снова. Дискуссия эта, разумеется, не выплескивается в публичную плоскость (например, на телевидение), но в экспертном сообществе она идет довольно активно.

Между тем ящик Пандоры открыт давно. Просто на сей раз меняется, пусть и впервые, буква Конституции. Дух же ее по целому ряду принципиальных статей выхолащивается много лет. Типичный пример – статья 12. Она гласит: «В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Можно, конечно, подивиться романтизму авторов Основного закона: полной независимости МСУ от госвласти нет почти ни в одной стране. Но ничего не поделать – Конституция у нас такая, какая есть.

И поначалу федеральные власти стремились исполнять статью 12. В 1996 году Россия ратифицировала Европейскую хартию МСУ, и ратификация вступила в силу 1 сентября 1998 года. Началась разработка закона, вводящего принятую в Европе двухуровневую модель МСУ. Вот только к моменту его принятия в 2003 году у кремлевской элиты существенным образом изменились представления о структуре власти (появилась пресловутая вертикаль), а бюджетные ресурсы стали высасываться из регионов в пользу центра. Поэтому муниципалитеты не получили с принятием этого закона финансовой основы для своей работы. С барского стола им было брошено несколько плохо собираемых местных налогов и крохи от федеральных. Власть успокаивала муниципалов: не переживайте, погибнуть не дадим, поддержим дотациями, трансфертами и т.п. Результат оказался вполне предсказуемым – МСУ было встроено во властную вертикаль. Не через изменение Конституции, а тихой сапой – через тотальную финансовую зависимость от вышестоящих бюджетов.

Дальше – больше. В 2005 году губернаторское лобби продавило поправки в закон об общих принципах организации МСУ, которые позволили субъектам РФ, во-первых, отложить на три года – до 1 января 2009-го – передачу муниципалитетам полномочий и, соответственно, доходных источников, а во-вторых, влиять на формирование исполнительной верхушки муниципальной ветви власти. Поправками было позволено заменить прямые выборы главы администрации муниципального образования назначением наемного сити-менеджера. Причем комиссия, которая назначает сити-менеджера, наполовину должна состоять из представителей губернатора. Что же это, как не прямое вторжение госвласти в компетенцию органов МСУ?

Но и на этом злоключения муниципальной ветви власти не заканчиваются. В октябре Думой принят в первом чтении закон, согласно которому выборы депутатов в городских округах и муниципальных районах должны проходить по смешанной системе – половина депутатов будет избираться от партий и общественных организаций. Это едва ли не самый показательный за последнее время пример того, как нынешние думские партии «заботятся» об интересах избирателей, а не о своих собственных. Местная власть решает сугубо локальные задачи, причем попадать в нее, по идее, должны жители этой территории, знающие местные проблемы не понаслышке. Какая в обустройстве стройплощадки, содержании дороги или финансировании библиотеки может быть идеологическая составляющая? Да и каковы вообще идеологические разночтения между партиями, допускаемыми ныне к выборам? И так ли уж много отделений партий и общественных организаций в муниципальном районе российской глубинки? Ан нет: раз парламенты регионов избираются по смешанной (а кое-где, например в Петербурге, по чисто пропорциональной) системе, то эту модель надо переносить и дальше вниз – на уровень МСУ.

Статья 12 осталась только на бумаге. Бумага, конечно, все стерпит. Но когда говорят, что российское общество еще не готово к самоуправлению, хочется спросить: а ему, этому обществу, хоть раз дали пощупать, что это такое?

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№46 (394) 24 ноября 2008
Местное самоуправление
Содержание:
Реклама