Так пойди же попляши

1 декабря 2008, 00:00
  Северо-Запад

От редакции

Нет ничего удивительного в том, что экономический кризис больнее всего ударил по моноотраслевым регионам, сидящим на металлургической «игле». Если на федеральном уровне благодаря усилиям бывшего советника президента Андрея Илларионова и министра финансов Алексея Кудрина после 1998 года была создана «подушка безопасности» в виде стабилизационного фонда, а судя по быстроте реакции на угрозу платежной системе в середине сентября, финансовыми властями создана антикризисная «скорая помощь», на региональном уровне ничего подобного нет. И потому нынешний кризис застал их врасплох.

По экспертным оценкам, на конец ноября спад объемов производства в металлургической промышленности достиг от 30 до 55%. И это еще не дно. Хотя проблемы со сбытом только одного из крупных металлургических предприятий Мурманской области, Кольской ГМК, уже обернулись для бюджета 2008 года выпадением 13% налоговых доходов. А в целом горно-промышленный комплекс обеспечивает на Кольском полуострове более трех четвертей объема промышленного производства. В Вологодской области на его долю приходится около 60%. Становая отрасль экономики, как в воронку, тащит за собой и многочисленных смежников – горную добычу, энергетику, транспорт, машиностроение.

Скорость, с которой сейчас разрушается создававшееся годами относительное благополучие, пугает. В октябре темпы роста безработицы по сравнению с сентябрем достигли рекордного значения за последние пять лет – 8,7%. На 20 ноября свыше 4 тыс. предприятий в 83 субъектах федерации заявили о намерении уволить в общей сложности 220 тыс. человек. Что делать с этой массой, которая через месяц-полтора окажется на улице? При том, что максимальный размер пособия по безработице увеличен в будущем году аж до 3,4 тыс. рублей.

Несмотря на эффективные действия федеральных финансовых властей в сентябре, ясно, что страна в целом слабо подготовилась к кризису. Плохо усвоив уроки августовского дефолта 1998 года, мы вошли в новый затяжной кризис (а в том, что он будет затяжным, уже мало кто сомневается), не имея ни соответствующего законодательства, ни подготовленных кадров, ни даже представления, что нужно делать в подобной ситуации. Сделанная в последние годы ставка на «ручное управление» явно не срабатывает.

Региональные власти в растерянности (впрочем, многие еще даже не осознают серьезность положения). Чем закрывать бюджетные дыры? На какие деньги ремонтировать школы, дороги, котельные? Из каких средств платить зарплаты врачам и педагогам? Труднее всего придется тем, кто «пропел» все годы сырьевого благополучия, не позаботившись о создании благоприятных условий для развития диверсифицированной экономики. Их нынешние попытки разработать какие-либо антикризисные программы напоминают борьбу с ветряными мельницами – порыв прекрасный и понятный, но практически бесполезный. Даже у экономически сильных субъектов федерации явно не хватает средств на какие-либо самостоятельные антикризисные действия. Политика центра последних лет, направленная на жесткую консолидацию налоговых потоков, принесла свои плоды – «утопающие» на местах не имеют никакого пространства для маневра. Единственная надежда только по помощь федерального центра.

Вроде бы правительство РФ озаботилось разработкой антикризисной программы поддержки регионов. В Госсовете дискутируется вопрос, стоит ли создать на деньги региональных бюджетов и госбанков антикризисный фонд, который мог бы кредитовать аграриев, сетевые торговые компании и предприятия различных секторов экономики, входя в их капитал в моменты экономического спада и выходя на подъеме. Однако Минфин склоняется к иному – разрешить регионам создавать собственные резервные фонды. Также Минфин предлагает разрешить субъектам с долей дотаций в доходах бюджета ниже 20% размещать свободные средства, включая резервы, на депозитах банков. Одно плохо: эти правильные меры не нужны ни сегодня, ни завтра. Они могли выстрелить только вчера.