Вотум преткновения

Очередная попытка эстонской оппозиции объявить вотум недоверия премьер-министру страны потерпела очередную же неудачу. При нынешнем раскладе сил в парламенте импичмент нереален

Заместитель председателя парламентской фракции Центристской партии Айн Сеппик заявил после состоявшегося 13 мая голосования, что его партия продолжит борьбу с премьер-министром Андрусом Ансипом, лидером Партии реформ. По мнению Сеппика, Ансип «показал неспособность управлять государством, фактически переложив всю ответственность на министра финансов Ивари Падара (Социал-демократическая партия Эстонии) и председателя Союза Отечества и Республики Марта Лаара, и никаких планов по выходу из кризиса это правительство не предлагает».

По итогам голосования в Рийгикогу мэр города Таллина лидер Центристской партии Эдгар Сависаар в тот же день заявил: «Провал вотума недоверия премьер-министру – это начало конца его правительства». Однако подобные высказывания главного центриста Эстонии звучали за последние годы неоднократно, тем не менее кабинет, возглавляемый Ансипом, действует уже два года подряд (с апреля 2007 года) – срок для новейшей истории независимой Эстонии почти небывалый, а сам премьер занимает этот пост без перерывов с 12 апреля 2005 года, что вообще является рекордом.

На что же рассчитывали инициаторы вотума недоверия, когда начинали сбор подписей за отставку Ансипа? В том же выступлении Сависаар откровенно сообщает: «Мы надеялись, что социал-демократы поддержат идею вотума недоверия и у нас будет новое правительство, которое даст Эстонии новые возможности. Однако сторонники Ансипа пока не понимают наши сигналы». Сависаар не скрывает, что оппозиция делает главную ставку на существенные разногласия в рядах правящей коалиции, которые вот уже несколько месяцев дают аналитикам и экспертам пищу для самых смелых и неожиданных прогнозов. Главная интрига при этом – расхождения по вопросам о размерах взносов в Кассу страхования от безработицы и о компенсациях при увольнении работников между партиями Ансипа и Лара, с одной стороны, и социал-демократами – с другой.

Необходимо пояснение: вступающий в силу 1 июля новый Закон о трудовом договоре значительно урезает права работников и в такой же мере повышает полномочия работодателей при увольнении по сокращению. В частности, новая редакция закона предусматривает значительный рост обязательных выплат в Кассу страхования от безработицы: до 2% зарплаты – от работника и до 1% – от работодателя, вместо нынешних 1% и 0,5% соответственно. Вместе с тем резко сокращаются размеры компенсаций и сроки их выплаты увольняемым.

Мотивируя такую позицию правительства, Андрус Ансип на пресс-конференции 14 мая сказал: «Почему в обществе должна быть такая группа, положение которой должно улучшиться, чьи доходы увеличатся? Это несправедливо». Премьер-министр имел в виду безработных, компенсации которым могут возрасти на 200-300 крон (18-26 долларов) в месяц. Профсоюзы Эстонии и Социал-демократическая партия настаивают на том, что если взносы в Кассу по безработице увеличиваются, то не должна уменьшаться финансовая поддержка вынужденных безработных – хотя бы на тот период, когда человек ищет новое рабочее место.

На этом фоне министр финансов социал-демократ Ивари Падар продолжает добиваться пересмотра предвыборных обещаний Партии реформ, согласно которым подоходный налог с физического лица уже снижен до 21% (вместо 26% в 2006 году) и должен быть снижен еще на 1%. По мнению Падара, для реального пополнения госбюджета необходимо хотя бы до выхода из нынешнего кризиса вернуться к ставке налога 26%. «Если правительство сейчас и найдет альтернативу повышению налогов, то при составлении бюджета на 2010 год налоговую систему все равно придется пересматривать», – считает министр.

Хотя социал-демократы на этот раз и отклонили вотум недоверия в парламенте, однако, похоже, старший партнер по коалиции Партия реформ решила если не изменить властную конфигурацию полностью, то по крайней мере внятно показать, кто в доме хозяин. Сразу же вслед за голосованием по вотуму за спиной соцдемов начались консультации реформистов и «ирландцев» (так журналисты окрестили партию Марта Лаара Союз Отечества и Республики, название которой в эстонской аббревиатуре пишется как IRL) с Партией «зеленых» и с Народным союзом, которые ныне входят в оппозицию.

При этом Андрус Ансип подчеркнул, что партнеры по коалиции ждут от социал-демократов «настоящего компромисса» по вопросам, связанным с новым Законом о трудовом договоре, с компенсациями по безработице и принципами деятельности Кассы страхования от безработицы. Председатель Социал-демократической партии министр внутренних дел Юри Пихл отреагировал незамедлительно. «Сначала нужно посмотреть, что это за компромисс. Нам не нравится в новом Законе о трудовом договоре, что выигрывают от него только работодатели, а для работников все остается по-прежнему. В свое время определенные обещания были сделаны обеим сторонам, а сейчас, во время кризиса, обещанное одной стороне исполняют, а вторую оставляют ни с чем», – сообщил он изданию Eesti Pаevaleht Online, добавив при этом, что если партнеры по коалиции учтут интересы и работодателей, и работников, то коалиция удержится.

В то же время лидеры Народного союза и «зеленых», несмотря на присоединение их фракций к вотуму недоверия правительству Ансипа, уже выразили готовность участвовать в консультациях о присоединении к коалиции. Правда, есть мнение, что подобные заявления имеют исключительно пиаровский характер и, вероятнее всего, ни к каким реальным переменам в составе правящей коалиции не приведут. Так или иначе, ответственность за финансово-экономическую ситуацию в стране несет нынешнее правительство, и вряд ли кто-то захочет разделить с ним эту ответственность.

В 2006-2007 годах, накануне очередных парламентских выборов, Андрус Ансип заверил избирателей, что через несколько лет Эстония войдет в пятерку наиболее развитых стран Европы, имеющих самый высокий уровень жизни. Сегодня страна занимает последнее место в списке государств – членов ЕС по темпам промышленного спада (около 30%), второе с конца – по темпам экономического спада (15,6% за первый квартал текущего года) и четвертое – по уровню безработицы. Ресурсы еще имеются.