Новгородские сити-страсти

7 сентября 2009, 00:00
  Северо-Запад

Устав Великого Новгорода, радикально менявший структуру муниципальной власти в рамках ФЗ №131, обрел легитимность с шестой попытки. Регистрация документа сопровождалась ожесточенной борьбой двух ветвей власти – исполнительной региональной и законодательной муниципальной. Главной причиной публичных схваток была отмена прямых выборов мэра Великого Новгорода.

Устав города привели в соответствие с федеральным законом в 2006 году, на пике процесса криминализации региона. Большинство депутатов Гордумы нового созыва имели тесные отношения с контролировавшими область теневыми бизнесменами. Неважно, что за них проголосовали всего 5% горожан. Усомниться в легитимности выборов никто не решился, в том числе региональная власть во главе с Михаилом Прусаком. Несмотря на моментально появившийся штамп «ангажированные депутаты», городские парламентарии начали исполнять свои обязанности.

Над Уставом депутатская группа трудилась больше года, в документ вносилось множество поправок, все они согласно законодательству должны были проходить процедуру публичных слушаний. После того как был сорван референдум о внесении изменений в Устав города, депутаты, обвинив Прусака в попытке сорвать реформу местного самоуправления и дестабилизации обстановки в Великом Новгороде, достучались до министра юстиции РФ, и Устав с шестой попытки был зарегистрирован.

Тут же запустили механизм избрания сити-менеджера. Михаил Прусак, много раз безрезультатно пытавшийся договориться с депутатами, сделал ответный ход. В июне 2007 года политсовет «Единой России», возглавляемый Прусаком, изгоняет из своих рядов городских депутатов и инициирует еще один референдум, который предполагалось провести 2 декабря.

Однако в августе 2007 года Михаил Прусак уходит в отставку. Его преемнику Сергею Митину понадобился всего месяц, чтобы кардинально решить вопрос с Городской думой. Новый губернатор подписал с депутатами соглашение об их самороспуске. Исход избранников из Думы на два года раньше истечения срока полномочий тщательно подготовили, поэтому паралича власти в областном центре удалось избежать. Однако перед самороспуском депутаты вернули в Устав города положение о прямых выборах мэра. И в конце прошлого года градоначальником был избран Юрий Бобрышев.

По мнению новгородского социолога и политолога Александра Жуковского, положения ФЗ №131, направленные на демократизацию управления и жизненной среды, слишком зависят от личностных качеств людей. В Новгороде, считает Жуковский, некоторые депутаты уже видели себя в кресле мэра. А двухуровневое управление городом они строили бы на принципах антитезы: в случае любых неприятностей глава города и сити-менеджер обвиняли бы в случившемся друг друга. Опыт Великого Новгорода по реформированию муниципальной власти, считает политолог, показал: хорошая задумка пришлась не на то время, не на то место и, главное, не на тех людей.     

Ольга Колотнеча

Великий Новгород