Инновации на экспорт: торг уместен

Кирилл Николаев, владелец консалтинговой компании, готов продать часть бизнеса иностранцам

Современные офисные сотрудники тратят около 30% своего рабочего дня на сбор и обработку информации. С этим нужно и можно бороться, уверен Кирилл Николаев, генеральный директор компании Nikolaev e: Consulting, которая берет на аутсорсинг весь спектр работы с деловой информацией. Семь лет назад Николаев начинал с мониторинга деловых СМИ, потом решил, что есть смысл охватить все медийное пространство. Теперь его бизнесу тесно в рамках Северо-Западного округа и он намерен выйти на зарубежные рынки, продав 30% доли компании иностранным инвесторам. Предпродажная подготовка завершена, открытым остается вопрос, кто станет покупателем.

– На данный момент я рассматриваю два формата сделки. Первый – продажа 30% инвестфонду. В этом случае схема проще: инвесторы рассчитывают, что после наших вложений в развитие бизнеса стоимость компании вырастет и мы через два года выкупим активы дороже. Второй вариант – партнерство с одним из лидеров нашей сферы за рубежом. При таком сценарии крупной компании нет смысла вкладывать средства без перспективы выкупа всего бизнеса, то есть поглощения нашей фирмы.

В России на нашем рынке еще нет примеров подобных сделок, когда иностранный инвестор выкупает часть активов российской компании. Если все пройдет как запланировано, продажа доли нашей компании станет беспрецедентным случаем.

Информационный стресс

– Чем вы заинтересовали потенциальных покупателей?

– Это технологии, позволяющие полностью брать на себя информационное обеспечение клиента в том формате, в котором оно ему необходимо. Разработанные нами компьютерные технологии позволяют автоматически приводить данные в тот электронный формат, который необходим клиенту, а затрата времени наших специалистов на эти операции минимальна.

– Почему решено привлечь зарубежных инвесторов?

– Мы пришли к этому два года назад, до того момента даже подобных мыслей не возникало. Компания работала без четкого бизнес-плана, набирала обороты и клиентов. В 2005 году столкнулись с тем, что спрос, существующий на местном рынке, полностью удовлетворен и дальше расти некуда. Наступала стагнация.

Тогда я начал рассматривать сценарии развития, в том числе выход на зарубежные рынки. В большей степени меня интересуют Индия и Китай, возможно – Европа. Но для этого необходимы финансовые вливания. Продажа 30% доли компании позволит их получить. За время нашей работы изучено немало исследований зарубежных рынков, наработаны связи с иностранными коллегами, с которыми мы консультировались, рассматривая возможность продажи.

На данный момент тенденции в России и на иностранных рынках схожие: сервис в сфере деловой информации востребован, так как бизнес, сталкиваясь с огромными информационными потоками, не успевает их обрабатывать. Есть такой термин – «информационный инфаркт», когда от переизбытка данных у сотрудников наступает стресс. Но консалтинговые компании ищут пути для развития, и те из них, что не присутствуют на российском рынке, начинают проявлять к нему интерес.

Стоимость оценить трудно

– В чем заключалась предпродажная подготовка Nikolaev e: Consulting?

– Любой собственник в такой ситуации сталкивается с оценкой стоимости бизнеса. В нашем случае стоимость материальных активов не превышает 150 тыс. рублей. Но когда мы произвели оценку нематериальных активов, были удивлены: знания, технологии, ноу-хау, человеческий капитал и вложения в рекламу компании стоят более 20 млн рублей. Конечная цена будет обсуждаться на переговорах с потенциальными покупателями, акцент надо сделать на том, что мы продаем инновации. Их стоимость оценить в настоящем трудно, делать это нужно в перспективе: ответить на вопрос, какой коммерческий успех они принесут в ближайшие пять лет.

Кроме того, необходимо было выстроить бизнес-процессы согласно европейским и американским стандартам. Сформулировали миссию и стратегию компании, которые легли в основу бизнес-плана, привели финансовую модель в соответствие с требованиями МСФО.

– В случае сделки с компанией, оказывающей аналогичные услуги, вас как собственника не пугает потеря независимости?

– Сначала страх, конечно, был: любому владельцу бизнеса непросто представить себе подобный сценарий. Но психологический дискомфорт был обусловлен недостаточной информированностью, сейчас я понимаю, что опасения подобного рода необоснованны. В нашем случае активом являются наработанные знания и опыт, а люди – главный капитал. Поэтому покупатель заинтересован в том, чтобы иметь доступ не только к технологиям, но и к сотрудникам, которые знают, как с этими технологиями работать и как в случае необходимости их совершенствовать.   

Санкт-Петербург