Причальная история

25 января 2010, 00:00
  Северо-Запад

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял к рассмотрению исковые заявления ФГУП «Росморпорт» к пяти крупнейшим стивидорным компаниям порта Санкт-Петербург о взыскании с них в общей сложности 600 млн рублей. Ответчиками стали Морской порт Санкт-Петербург, Четвертая стивидорная компания, Первая стивидорная компания, Балтийский балкерный терминал и Петербургский нефтяной терминал (ПНТ).

«Росморпорт» планирует изъять через суд «сумму неосновательного обогащения, образовавшуюся вследствие оплаты стивидорными компаниями арендной платы за пользование морскими причалами, в размере меньшем, чем установлено оценкой прав пользования имуществом, которую произвели независимые оценщики». По версии «Росморпорта», предприятие недополучало арендные платежи с 2004 года до момента заключения стивидорными компаниями договоров аренды в установленном законом порядке. С большинством стивидоров в 2008-2009 годах «Росморпорт» подписал новые долгосрочные договоры аренды, что исключает в дальнейшем сбои в работе Большого порта Санкт-Петербург и устраняет препятствия в деятельности стивидорных компаний.

Как пояснили корреспонденту «Эксперта С-З» в центральном аппарате «Росморпорта», с исковыми заявлениями в суд предприятие обратилось после завершения работы по независимой оценке госимущества в портах России, что дало возможность рассчитать сумму исков. С теми стивидорами, которым не выставлены иски, вопросы решаются во внесудебном порядке, уточнили в компании.

Для стивидорных компаний иски «Росморпорта» стали неожиданностью. В частности, ПНТ, более 10 лет арендующий причалы, находящиеся в федеральной собственности, для перевалки нефтепродуктов, не согласен с позицией «Росморпорта». «Попытка оспорить действительность договоров аренды, заключенных в 1995-м и 2002 году, создаст проблемы для самого „Росморпорта“. Ведь по этим так называемым „недействительным“ договорам он получал арендную плату и возмещение затрат в том числе на собственное содержание», – удивляются в ПНТ. В ПНТ объясняют, что в своем иске «Росморпорт» указывает на отсутствие у морских администраций портов права на передачу причалов в аренду, в связи с чем просит признать договоры аренды недействительными. Кроме того, заявлено требование о взыскании со стивидорных компаний десятков миллионов рублей, под которыми «Росморпорт» понимает разницу между фактически уплаченной стивидорами арендной платой и ставкой арендной платы, определенной независимым оценщиком в 2009 году.

Как отмечают в стивидорной компании, в январе 2008 года между ПНТ и ФГУП заключены новые договоры аренды причалов на 49 лет, размер арендной платы по которым определен рыночным способом и увеличен в несколько раз. Соответственно прекратили действие прежние договоры аренды, заключенные с морской администрацией порта.