Новости недели

25 января 2010, 00:00
  Северо-Запад

С чаем и кирпичами

Правительство Ленинградской области одобрило несколько инвестиционных проектов, которые планируется реализовать в 2010 году. В частности, по словам пресс-секретаря Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленобласти Александра Бутенина, сразу три проекта стартуют во Всеволожском районе, который привлекателен для инвесторов благодаря развитой инфраструктуре и близости к Петербургу. Здесь планируется построить предприятие по продаже и демонстрации спецтехники и запасных частей, используемых в лесозаготовительной отрасли (объем инвестиций – 1,6 млн долларов), торгово-логистический комплекс (10-12 млн долларов) и завод по выпуску светопрозрачных конструкций из ПВХ мощностью 65 тыс. кв. м продукции в год (строительство первой очереди займет около полугода, а его стоимость составит 500 тыс. долларов).

Среди других проектов обращает на себя внимание строительство завода по фасовке индийского чая в Гатчинском районе. Мощность производства, в соответствии с основными данными по проекту, составит 25-30 тонн готовой продукции в месяц. Объем инвестиций в реализацию проекта – порядка 2 млн долларов. А рядом с Кингисеппом компания «Солекс» планирует построить завод керамических изделий, который будет выпускать кирпич разного вида (до 60 млн штук в год), керамическую плитку в объеме до 700 тыс. кв. м в год, а также черепицу и санитарно-технические изделия. Общая стоимость проекта – около 70 млн долларов.     

Дубль два

Паромное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки будет восстановлено в апреле текущего года. Об этом заявили в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам, уточнив, что паром Princess Maria, принадлежащий финской судоходной компании St. Peter Line, будет совершать пять рейсов в неделю по этому маршруту. По оптимистичным прогнозам, до конца года паром перевезет порядка 500 тыс. пассажиров. Паром между двумя городами уже курсировал в августе-сентябре прошлого года, однако из-за финансового кризиса рейсы были прекращены.

Как ожидают в Смольном, на рост пассажиропотока повлияет то, что, согласно законодательству, на пассажиров паромов и круизных судов распространяется безвизовый режим пребывания в России на срок до трех дней. В декабре прошлого года возглавлявший на тот момент Комитет по инвестициям Максим Соколов прогнозировал, что в случае возобновления паромного сообщения количество туристов, прибывающих в Петербург, удвоится.    

Выйдут в плюс

В Латвийской ассоциации коммерческих банков полагают, что рост ВВП страны в 2010 году достигнет 3% против спада в 18% по итогам прошлого года, а через год этот показатель достигнет 3,2%. По мнению ассоциации, период стремительного спада экономики остался уже позади. Если бы правительство Латвии активнее использовало средства Евросоюза, улучшало условия для предпринимательства и быстро проводило реформу госуправления, уже в третьем квартале прошлого года показатели могли быть намного лучше.

«В экономике заметны признаки оздоровления, а резкое снижение затрат на рабочую силу в частном секторе позволило повысить конкурентоспособность, а в отдельных секторах даже увеличить долю на главных экспортных рынках», – говорится в обзоре ассоциации. Банкиры полагают, что в первом квартале этого года темпы спада замедлятся, во втором полугодии начнется небольшой рост. Однако на экономические показатели в будущем могут существенно повлиять переход бизнеса в «серую» экономику, неопределенность, отсутствие позитивных сигналов, а также тенденции протекционизма. «Прогнозы ассоциации скорее пессимистичны, и на деле все может оказаться намного лучше», – говорит руководитель комитета по экономическим и монетарным вопросам ассоциации, главный экономист SEB banka Андрис Вилкс.           

Крест на ножках Буша

Премьер-министр России Владимир Путин считает, что к 2015 году российские производители мяса птицы смогут полностью закрыть потребности внутреннего рынка, что приведет к прекращению импортных поставок. На прошедшем в середине января в Приозерском районе Ленобласти совещании, посвященном вопросам производства и развития рынка мяса птицы в России, что отечественная продукция в настоящее время занимает 75% рынка, при том что еще несколько лет назад этот показатель составлял 60%.

«Планы по импортозамещению выполняются неплохо. Мы используем механизм квотирования импорта и, считаю, достаточно эффективно защищаем интересы отечественных производителей», – отметил Путин. В частности, если раньше квота на импорт в Россию из США мяса птицы (так называемых ножек Буша) составляла 1,3 млн тонн в год, то в 2009 году ее определили в размере 600 тыс. тонн.      

Итальянский сезон

 pic_text1 Фото: Интерпресс/Замир Усманов
Фото: Интерпресс/Замир Усманов

Петербургский футбольный клуб «Зенит» возглавил итальянец Лучано Спаллетти, отправленный в отставку несколько месяцев назад с поста главного тренера римского клуба «Рома». Спаллетти называли преемником Анатолия Давыдова, принявшего «Зенит» в середине сезона-2009 и приведшего клуб к бронзовым медалям чемпионата России, еще в сентябре прошлого года. По словам Спаллетти, он согласился возглавить «Зенит», учитывая и амбициозные планы питерского клуба.

Финансовые условия работы Спаллетти в Петербурге официально не озвучиваются. По данным итальянской La Gazzetta dello sport, за два сезона в «Зените» Спаллетти заработает 8 млн долларов. Соглашение предусматривает возможность продления контракта на третий год. Однако если «Зенит» в этом году не войдет в Лигу чемпионов (команде предстоит участвовать в отборочном турнире), Спаллетти может расторгнуть договор.

Планка на этот год для «Зенита» действительно установлена очень высокая. Президент клуба Александр Дюков заявил о том, что перед командой поставлена задача выиграть Кубок России, успешно выступить в Лиге чемпионов и, что наиболее важно, вновь выиграть титул чемпиона России.    

Бег с препятствиями

 pic_text2 Фото: архив «Эксперта С-З»
Фото: архив «Эксперта С-З»

В Великом Новгороде открыт офис одного из крупнейших игроков мирового рынка производства печатных форм глубокой, флексо- и трафаретной печати – немецкой компании Sauressig GmbH. Выйти на российский рынок компания пыталась еще в 2005 году, стараясь разместиться как можно ближе к основному заказчику – заводу «Амкор Ренч Новгород», выпускающему сигаретную упаковку, но по различным причинам эти планы не осуществились. Лишь после смены новгородского губернатора немецкие бизнесмены вернулись к проекту. Они оформили в собственность земельный участок в 4 га, где в перспективе планируется построить типографию (инвестиции в проект оцениваются в 8 млн евро). На первом этапе новгородский офис Sauressig предлагает клиентам разработку дизайна и допечатную подготовку упаковки, таможенное сопровождение и техническое консультирование.   

Строим сами

Мост через реку Неман между калининградским городом Советском и литовским Панемуне будет построен исключительно за счет субсидий из федерального бюджета России, без привлечения литовских инвестиций. Об этом заявлено в сообщении правительства Калининградской области, с уточнением, что проект соглашения о строительстве уже утвержден российской стороной и передан на подписание литовской. Строительные работы начнутся, как только Литва подпишет соглашение.

«Первоначально планировалось, что расходы по строительству нового пограничного моста, который будет построен рядом с действующим мостом Королевы Луизы, Россия и Литва поделят пополам. Однако в дальнейшем позиция Литвы изменилась. Соседи подсчитали, что их затраты, которые оцениваются более чем в 20 млн евро, будут значительно выше российских. Удорожание проекта может произойти за счет строительства на литовской стороне протяженной эстакады для предотвращения затоплений в период паводков», – говорится в сообщении. По словам губернатора Калининградской области Георгия Бооса, новый мост через Неман переориентирует грузовой поток, следующий через пункт пропуска Советск – Панемуне. При этом дорога, по которой пойдет грузовой транспорт, строится в обход Советска. Общая стоимость проекта оценивается в 1,5 млрд рублей.      

Упали на четверть

Грузооборот Архангельского морского торгового порта (АМТП) по итогам 2009 года упал на 23,7%, до 1,3 млн тонн грузов. Наибольшее падение отмечено в экспортном сегменте, где объем грузов упал в два раза – с 740 до 370 тыс. тонн. Незначительно сократился объем грузов, не связанных с морским грузооборотом (с 77 до 62 тыс. тонн), и грузооборот каботажа (с 627 до 537 тыс. тонн). При этом отмечен небольшой прирост импорта: если в 2008 году через порт прошло 314 тыс. тонн импортных грузов, то в 2009-м – 377 тыс. тонн.

Проектная мощность АМТП составляет 4,5 млн тонн груза в год. Однако в силу местоположения порт не может составить реальную конкуренцию наиболее успешным портам Северо-Запада России – Петербургу и Мурманску. «Главным фактором, отрицательно влияющим на внешнюю конкурентоспособность архангельского порта, является стоимость морской перевозки вследствие высокого уровня фрахтовых ставок по причине дороговизны судозахода морских судов в порт, так как ледокольный и канальный сборы в Архангельске самые высокие не только в России, но и в мире», – говорят в АМТП. Соответственно в этих условиях единственным конкурентным полем для архангельских портовиков остаются повышение качества услуг, ускорение обработки транспортных средств, сбалансированность и стабильность тарифов на переработку грузов.