Вопреки политике

Международный бизнес
Москва, 01.02.2010
«Эксперт Северо-Запад» №4 (450)
Порт в эстонском Силламяэ – единственный в странах Балтии, чей грузооборот за период кризиса не только не снизился, но и демонстрирует стабильный рост

Расположенный на берегу глубоководного залива (его причалы имеют глубину до 16,5 м), в 25 км от эстонско-российской границы, на рубеже двух мировых стратегических рынков (Евросоюза – с одной стороны, России с СНГ – с другой), AS Silport – самый большой незамерзающий частный порт в Европе. И одновременно крупнейший совместный эстонско-российский проект на Балтике: на паритетной основе он принадлежит эстонскому концерну Silmet Grupp и ряду российских инвесторов, в том числе компании «Акрон». О том, как самый пророссийский порт Балтии планирует увеличивать грузооборот, корреспонденту «Эксперта С-З» рассказал директор AS Silport по маркетингу Андрей Биров.

– Проблемы у порта начались в апреле 2007 года и существуют по сей день. Решить их самостоятельно, без нормализации отношений между Эстонией и Россией, мы не можем. За это время порт потерял примерно 1 млрд крон (около 65 млн евро) плюс те инвестиции, которые ушли в другие порты. Самая большая потеря – участие в проекте «Северный поток» (Nord Stream). В 2007 году Силламяэ был явным конкурентом финского города Котка. Однако в результате непримиримой позиции наших политиков Эстония потеряла этот проект и теперь не у нас, а в Финляндии будет создано 190 новых рабочих мест, которые были бы отнюдь не лишними для северо-востока нашей страны, где социальные проблемы острее, чем в других регионах.

– Какова динамика грузооборота порта в период кризиса? Изменилась ли номенклатура обрабатываемых грузов?

– В 2008 году мы переработали 1,7 млн тонн, в 2009-м – 2,4 млн тонн грузов. Что касается номенклатуры, главное изменение в том, что порт начал переваливать новые автомобили. Кроме того, с декабря 2009 года появился еще один новый продукт – жидкий аммиак. Остальные виды грузов – прежние: нефтепродукты, главным образом ВГО и мазут, жидкая химия, жидкие удобрения и генеральные грузы. Всего на территории Силламяэского порта сегодня оперируют семь терминалов. В стадии развития контейнерный терминал.

– Не отразился ли на работе терминалов по перевалке нефтепродуктов запуск нефтепродуктопровода «Север» (конечная точка – порт Приморск), который специализируется на экспорте дизельного топлива евро-5?

– Конфликта нет, мы специализируемся в основном на мазуте и ВГО и поэтому дополняем друг друга как с Приморском, так и с Усть-Лугой, особенно зимой.

– Многие инвесторы в условиях кризиса предпочитают пересматривать свои инвестпрограммы. Ваши клиенты уже объявляли о корректировке планов. Кто, наоборот, не отказался от заявленных ранее проектов?

– Мы отодвинули многие инвестиционные проекты и расширение порта на два-три года. Но стратегически важные продолжаем, несмотря на кризис. При общей тенденции к сворачиванию активности иностранных инвесторов в Эстонии количество западных компаний, желающих развивать свой бизнес именно в Силламяэском порту, не сокращается. Среди них испанский концерн, планирующий строительство завода по упаковке в биг-бэги цемента и своего цементного терминала для российского рынка. Я бы не хотел называть компанию, пока не подписан контракт, но, поверьте, речь идет о реальном партнерстве. Есть конкретные планы по восстановлению паромного сообщения с портом Котка, по открытию совместной паромной линии с портом Усть-Луга, ряд других инновационных идей.

– Каковы прогнозы деятельности порта на 2010 год?

– Когда переживем кризис, хотим начать работу с контейнерами и выйти на уровень 3 млн тонн. При нормализации отношений с Россией можем быстро дорасти и до 5-8 млн тонн.

– Существует ли конкурентная борьба между эстонскими портами?

– Конкурентная борьба, конечно, есть, но у нас своя ниша, свои преимущества, специализация и, главное, близость к российской границе. На территории порта расположено уникальное предприятие по производству редких и редкоземельных металлов Silmet, сырье для которого поступает и конечный продукт которого отправляется потребителям опять-таки через Silport. Таким образом, сегодня наш порт универсален и многофункционален, он специализируется на целом ряде сложнейших грузов, которые для многих портов просто недоступны.

– Сейчас все активнее ведется разговор о российской портовой экспансии на Балтике. Имеет ли Силламяэ перспективу быть включенным в систему российского портового присутствия на Балтике?

– Я бы привел в качестве примера порт Роттердам, который по праву считается не голландским, а немецким. Порт Силламяэ, соединяющий два экономических пространства – ЕС и Россию с СНГ, может по этой же аналогии считаться российским портом, хотя физически находится в Эстонии (в ЕС).

Таллин

Новости партнеров

Реклама