Другая жизнь – Европа

8 февраля 2010, 00:00
  Северо-Запад

Каждый раз, когда заходит речь о необходимости улучшения образования, рассуждения начинаются с основ – с того, как усваиваются школьниками знания, какие коррективы вносит современный мир. Вместе с тем Россия далеко не единственная задается вопросом, какие условия надо создать для того, чтобы повысить уровень образования. Об этом думают во всем мире и находят определенные ответы, которые могут быть полезны и нам.

В частности, в Европе широко известна международная программа исследования качества образования PISA (Programme for International Student Assessment), которая проверяет, «обладают ли 15-летние школьники знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе». То есть проверяют базовую задачу школьного образования.

Уже долгое время первые строчки в данном тестировании занимают финские школьники. Как рассказывает директор Классической гимназии №610 Сергей Бурячко, естественно, PISA провела исследование, по результатам которого специалисты выделили целый ряд факторов, способствующих тому, чтобы финские школьники становились самыми грамотными в Европе. Среди них – достаточно очевидные, как, например, один из самых низких в Европе показателей наполняемости классов, самый высокий уровень зарплат учителей и высокий статус данной профессии (в школе их уважительно называют экспертами и наделяют большими полномочиями, например правом устанавливать внутренние экзамены произвольной формы). Менее предсказуемые факторы: финские школьники вплоть до окончания девятилетнего образования не подвергаются какому-либо контролю со стороны национальных служб аттестации, в Финляндии нет ни одного школьного инспектора, школы проверяются только по итоговым успехам выпускников (что, конечно, не отменяет школьные программы).