Экстракт успеха

Русский бизнес
Москва, 23.08.2010
«Эксперт Северо-Запад» №30-33 (476)
Накопив опыт сверхкритической углекислотной экстракции, новгородская фирма «Грумант» сделала следующий шаг – запустила производство фармацевтических субстанций

Компания «Грумант», которую в конце 2006 года учредили пять новгородских бизнесменов, никогда не была публичной, предпочитая спокойную работу в офисе, арендованном в здании агролицея. И как-то незаметно создала тут хорошо оборудованную лабораторию и небольшое перспективное производство с новейшим импортным оборудованием.

«Грумант» выпускает 16 видов растительных экстрактов, которые покупают крупнейшие игроки российского косметического рынка – «Невская косметика», «Орбита», «Флоресан», ведутся переговоры с Procter&Gamble. А поскольку компания развивается динамично, а ее учредители и сотрудники – люди энергичные, то продвижение в фармакологию, где государство сделало большую ставку на импортозамещение, вполне логично. Поэтому региональный координационный совет по совершенствованию инвестиционной деятельности, ознакомившись с проектом «Груманта» по созданию завода биотехнологической переработки выращенных им же растений с применением инновационных технологий экстракции углекислоты для получения продуктов, используемых в фармацевтической, ветеринарной, косметической и пищевой промышленности, внес его в перечень приоритетных инвестпроектов Новгородской области. На чей опыт опирается «Грумант», берясь за сверхкритическую углекислотную экстракцию, как завоевывал рынок и какие перспективы связывает с фармсубстанциями, «Эксперту С-З» рассказал генеральный директор компании Юрий Казенин.

Открытый файл

– Ваша фирма возникла благодаря драйверу, хорошо знакомому с рынком растительных экстрактов и имеющему опыт подобной работы, не так ли?

– Попали в десятку. Мне и главному технологу «Груманта» Виктории Казениной в 2003 году довелось работать в Казахстане, в соизмеримой с «Газпромом» компании «Казцинк». Там к нам обратился директор широко известного в Казахстане предприятия «Кызыл – Май», занимающегося широким спектром лекарственных препаратов на основе экстрактов свежесобранных растений. Он загорелся идеей создавать для шахтеров «Казцинка» профилактические оздоравливающие препараты из растительного сырья. А технология экстракции с применением углекислоты возникла потому, что в рабочем процессе одного из предприятий «Казцинка» углекислота была побочным продуктом. Мы раскрутили эту идею и вместе с руководителем «Кызыл – Мая» создали несколько удачных препаратов.

Технология углекислотной экстракции нам понравилась и сохранилась в голове, как файл. Этот файл я открыл спустя два года, вернувшись в Великий Новгород. Нашел единомышленников, рассказал, насколько это перспективно – заниматься экстрактами. А инициатором объединения ряда компаний и частных лиц, учредивших «Грумант», был Александр Яковлев, генеральный директор компании «Агротехника» и наш финансовый директор.

– Вы в то время уже располагали аргументами, чтобы убедить учредителей взяться именно за этот бизнес?

– Конечно, ведь это не тайна, что фармацевтический рынок России – один из самых быстрорастущих в мире. Его емкость, по расчетам аналитиков, в 2009-м составила 17 млрд долларов, в этом году ожидается рост на 11%. И до 2015-го рынок, по расчетам компании «Фармэксперт», будет динамично прирастать на 16-17%. Эту информацию получили и учредители, убедившись в перспективности производства экстрактов. Позже, оказывая нам помощь в составлении бизнес-плана, Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки предоставил более объемный анализ состояния и перспектив фармрынка.

Тем не менее тут же в бой мы не ринулись. Подобрав команду молодых, энергичных химиков, биологов и технологов, еще полтора года подкрепляли идею экстракции информацией, научными исследованиями. Главную ставку мы делали на рынок фармсубстанций, видя, каким активным игроком на нем выступает государство, и понимая, что тенденция к импортозамещению лекарственных препаратов будет только усиливаться. Но мы не могли ждать, пока фармсубстанции «выстрелят» и будут приносить доход: зарабатывать деньги, чтобы платить 42 сотрудникам зарплату, а казне – налоги, нужно было сразу. Поэтому первоначальным вектором развития компании стал косметический рынок. Он не так зарегламентирован, как фармацевтический, сырье не подлежит сертификации и стандартизации в Роспотребнадзоре. Вот мы и занимались активным мониторингом рынка, анализируя возможности действующих игроков.

– И сразу приняли решение о сверхкритической углекислотной экстракции?

1

– Не сразу. К счастью, в нашу команду попала Татьяна Павлова, выпускница факультета технологии переработки сельхозпродукции Новгородского государственного университета, возглавившая лабораторию «Груманта». Ее очень заинтересовала эта тема, она, что называется, «погрузилась» и предложила скорректировать планы – заниматься не просто экстракцией, а сверхкритической углекислотной экстракцией растительного сырья. Словом, заинтриговала всех остальных. Такой тип экстракции расширяет спектр биологически активных соединений в готовом продукте и позволяет получить концентрации биологически активных веществ, которых невозможно достичь никаким другим известным способом. В России этой тематикой занимаются около десятка специалистов, но технологии производства нет, а за рубежом ее используют лишь несколько компаний, которые, разумеется, не раскрывают секреты сверхкритической экстракции.

И нашей молодой команде пришлось заниматься «раскопками», выстраиванием логических и технологических цепочек, моделировать, анализируя ту скупую информацию, что можно было найти в аннотациях на продукцию и на сайтах таких фирм, как, например, «Флавекс». На расчеты и отработку технологии ушло еще три года. Так что непосредственно за бизнес мы взялись в начале 2009-го. Первые же месяцы работы убедили: надо строить завод по производству фармсубстанций и экстрактов для пищевой, косметической, ветеринарной отраслей. Ведь именно к этой цели мы двигались все это время.

Деньги с еловых веток

– С какого же продукта вы начинали сверхкритическую экстракцию, с хвои?

– Нет, с календулы и красного перца. Собственного сырья, как вы понимаете, у нас не было, закупали его у индусов. Позже эти контакты сослужили нам хорошую службу. Мы договорились с индийскими партнерами об аренде двух установок и первую продукцию экстрагировали в Индии. Замечу, что всего десять заводов в мире занимаются экстракцией по высоким технологиям, и со всеми мы поддерживаем постоянные контакты. Собственную установку для сверхкритической углекислотной экстракции, весьма дорогостоящую, «Грумант» приобрел в ноябре 2009 года. Тем не менее мы продолжаем эксплуатировать обе индийские установки – в Дели и Хайдарабаде, поскольку они имеют отличные от нашей параметры и объемы, и сотрудники «Груманта» довольно часто летают в Индию. А вообще, мы нашли партнеров в 12 странах, в том числе в среде ученых.

– Что вы имеете в виду?

– Обращаемся за консультациями, оплачиваем консалтинговые услуги специалистов, того же немецкого предприятия «Флавекс». С главным технологом этой компании даже обмениваемся новинками. Мы обращались за поддержкой к бельгийским ученым, подсказавшим, как определять срок окончания экстракции. Специалисты-технологи австрийского предприятия «Натекс» помогали нам отрабатывать технологию здесь, в Новгороде.

– Сейчас в помещениях компании витает приятный густой запах хвои…

– Да, мы активно работаем с хвоей, но кроме хвойного выпускаем еще 15 экстрактов: календулы, облепихи, розмарина, шалфея, зверобоя, череды и т.д. Два новгородских питомника поставляют нам отходы лесозаготовки элитных сортов хвойных деревьев, даже не подозревая, что из бросовых веток денег можно получить в десятки раз больше, чем из стволов. Наши хвойные экстракты широко применяются в производстве зубных паст, шампуней, кремов, ополаскивателей и прочих косметических средств. Поэтому мы и имеем долгосрочные договоры с известными косметическими компаниями. В этом году начали сотрудничать с предприятием, выпускающим косметическую продукцию для детей с младенческого возраста «Наша мама», поставляя ему значительные объемы экстрактов ромашки, календулы, череды. Компании, с которыми у нас налажены регулярные поставки, расширяют объемы и ассортимент. То есть «Грумант» уже воспринимают как надежного партнера, занимающего устойчивое положение на рынке.

Засланные казачки

– Как маленькая, никому не известная новгородская компания завоевывала место под солнцем?

– Технологию получения первого хвойного экстракта мы разработали в 2007 году в Австрии, потом дорабатывали ее в Индии. И только пройдя эти этапы, запустили собственное производство на арендованных экстракторах и предложили хвойный экстракт рынку в сентябре 2008 года. А первые ТУ на сверхкритический углекислотный экстракт из растительного сырья нам выдали в Москве. Любопытно, что в региональном Роспотребнадзоре просто не поняли, что мы хотим выпускать, и, сославшись на отсутствие специалистов, отказали. Правда, остальные документы мы получали уже дома.

Главную ставку «Грумант» сделал на рынок фармсубстанций, видя, каким активным игроком на нем выступает государство

Но еще до завершения этих важных формальностей трое сотрудников начали массированную атаку на косметические компании: предложения ежедневно рассылались сотнями. Потом методично обзванивали косметологов и при первом же проявлении интереса активно вовлекали их в разговор, концентрируясь на преимуществах наших продуктов. А преимущества прежде всего в том, что «Грумант» – первое российское предприятие, выпускающее сверхкритические углекислотные экстракты из природного растительного сырья с высочайшей концентрацией биологически активных веществ, без синтетических растворителей, консервантов и красителей. Специалисты компании могут разработать для заказчика экстракты с заданными показателями – такую возможность открыло оборудование американской Thartnstruments Ins, признанного мирового лидера по разработке технологий и оборудования для сверхкритических сред. Быстрее на наши предложения откликались небольшие фирмы, крупные – осторожничали, присматривались: ты новичок, пусть и интересный, но сегодня ты здесь, а завтра – ищи ветра в поле...

– Как удалось переломить пессимистический настрой?

2

– Мы использовали технологию засланных казачков: представляясь крупным и заинтересованным оптовиком, узнавали, какие экстракты использует компания, где закупает, по какой цене. Или другой вариант – представляясь косметической фирмой, запрашивали образцы экстрактов у производителей. В обоих случаях полученную информацию и товар разбирали по косточкам, а потом делали косметическим фирмам предложение, от которого трудно отказаться. Да, выйдя на рынок, мы не щадили конкурентов, завоевывали его агрессивно: другого способа продвинуться не было. Конкурентов на этом рынке много. И мы обязательно изучали их сильные стороны, чтобы понять, где у них брешь, которую мы можем использовать, чтобы усилить свое присутствие на рынке. Эта тактика принесла очень хорошие результаты.

– Во что же конвертировалась эта «шпионская» работа?

– Например, мы узнали, что у экстрактов одной компании, имеющей большие обороты, существуют микробиологические проблемы и давно сотрудничающая с ней косметологическая фирма вынуждена применять консерванты. Мы поставили перед собой цель найти такое решение, чтобы наш экстракт никогда не «обсеменялся». Решение этой задачи отняло полгода, и, конечно, партнером косметологов стал «Грумант».

– Конкуренты платили вам той же монетой?

– Уверяю вас, это не такая уж редкость. Мы тоже столкнулись с попытками забросить казачка в «Грумант», но быстро сообразили, как защитить бизнес. И поставили ловушку для подобных попыток. Главной цели мы добились: если год назад в портфеле «Груманта» было 40 контрактов с косметическими компаниями, то сегодня – 60, и преимущественно с крупными. Более того, мы начинаем экспортные поставки – экстракт череды очень заинтересовал Германию, Австрию.

За год работы на рынке, где о нас никто не знал, мы заработали 17,4 млн рублей. По оценкам наших экспертов, неплохо. Но сермяжная правда такова, что сами себя содержать мы начали только три месяца назад – все это время кормили нас все-таки учредители. Так что мотивация развития и продвижения фармсубстанций для нас очевидна.

От шампуней к гепатопротекторам

– На производство фармсубстанций «Грумант» нацеливался с первых шагов. Может ли маленькое предприятие осилить этот путь без участия фундаментальной науки?

– Еще на этапе подготовки к производству и выбора технологии мы активно консультировались с ведущими российскими учеными. Получив первые экстракты, направили их на исследование в профильные НИИ РАМН, где была доказана их безопасность и эффективность. Мы ведь не случайно начали бизнес с малого предприятия, хотя инвесторы приходили к нам еще в 2008 году: берите деньги, стройте завод. Здесь в компактных помещениях мы в деталях отрабатываем модель крупного производства. Поэтому спектр научных учреждений, с которыми сотрудничает «Грумант», широк.

– Готовые фармсубстанции есть?

– За полтора года мы разработали технологию выделения из экстракта хвои субстанции полипренолов. В Японии эта субстанция – основа гепатопротекторов, препаратов для лечения болезни Альцгеймера. Наш продукт исследовал Лондонский технологический университет и уже выдал положительное заключение, которое помогло в продвижении переговорного процесса с заинтересованными в поставках компаниями США, Великобритании, Австралии. Но экспортировать мы будем не фармсубстанцию, а экстракт хвои. На тестовых испытаниях в Германии находится еще одна субстанция – лютеин, сырье для производства офтальмологических препаратов.

Совместно с учеными кафедры фармацевтики Института медицинского образования Новгородского госуниверситета мы провели работу над лабдановыми спиртами – фармсубстанцией, выделенной из хвойного экстракта. Лабдановые спирты – основа растительного аналога широкоизвестной гормональной швейцарской мази «Солкосерил». Наш продукт проходит тестовые испытания в Академии имени И.И. Мечникова. И, как говорят ученые, он на голову выше импортного аналога по лечебным свойствам, а по стоимости, как рассчитали наши эксперты, на 67-70% дешевле.

И наконец, наш экстракт каратиноида, в течение полутора лет проходивший испытания на одной из крупнейших птицефабрик Центра России под руководством специалистов НИИ Сельскохозяйственной академии наук, показал высокую эффективность, позволяя получать суточные привесы птицы выше сегодняшней максимальной планки. Словом, нам есть с чем стартовать на новом заводе.

– Сырье для экстракции даже при выросших оборотах вы по-прежнему будете закупать?

– В 2009 году мы начали работать по полному циклу производства – от выращивания сырья до создания готового продукта. В группе компаний-учредителей есть предприятие «Агротехника», которое занимается выращиванием лекарственных растений, что, между прочим, гораздо рентабельнее картошки или капусты. В этом году «Грумант» купил в Голландии 100 кг календулы, подписав соглашение, что не будет ее распространять по России. Под это растение отвели 2 га. Столько же – под бархатцы, семена которых приобрели в специализированном институте. Будут на наших полях и наперстянка шерстистая, и горошек изменчивый. Эти лекарственные растения посеяны специально для получения фармсубстанций.

Попали в струю

– При реализации инвестпроекта у «Груманта» будет много опор, очевидно, одна из самых надежных – стратегическая программа развития фармацевтического рынка России «Фарма 2020», на которую государство выделяет 177 млрд рублей. Вы вписались в государственные программные документы?

– В Великом Новгороде нам удалось презентовать проект генеральному директору Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Сергею Полякову. Проект понравился, руководитель фонда пообещал помощь, и мы уже подали заявку. Надеемся на господдержку в разработке двух видов фармацевтических субстанций из экстракта хвои – лабдановых спиртов и полипренолов. Но кроме этого, Сергей Поляков предложил «Груманту» участвовать в четырех федеральных программах. Уговаривать нас не пришлось – заявка на участие сразу была отправлена.

Не менее интересную программу – «Посадочный капитал» – предложила Российская венчурная компания. Программа поможет сельхозпредприятию «Агротехника» в отработке технологий выращивания лекарственного сырья.

Более того, мы намерены стать участниками программы по развитию кооперации между вузами и промышленными предприятиями в области инноваций и технологий. Она рассчитана на три года, документы «Груманта» на участие в ней отосланы. Мы готовы участвовать в любых программах, только бы получать господдержку на научно-исследовательские работы, без которых невозможно двигаться вперед.

– Новый завод обойдется в 1,1 млрд рублей. Это будут заемные средства?

– Тем, кто познакомился с проектом, но не знает сути сверхкритической углекислотной экстракции, кажется, что на небольшой площади – 3 тыс. кв. м – мы будем ставить золотые унитазы, потому и стоит завод так дорого. На самом деле оборудование очень фондоемкое, недешева и инфраструктура. Но мы рассматриваем несколько площадок, и, возможно, инфраструктурные затраты удастся уменьшить. А средства будем использовать и заемные, и собственные, которые еще нужно успеть заработать.

– Заводу, как известно из описания проекта, потребуется 155 новых сотрудников. Реально их найти на новгородском рынке труда?

– Нет. Но об этом мы подумали заранее. Ведь нужны не просто работники, а 26 менеджеров и 80 сотрудников со специальной подготовкой. Поэтому мы договорились с руководством агролицея, что нам здесь подготовят кадры для производства.

– Выходит, на пути «Груманта» нет непреодолимых барьеров?

– Так только в сказках бывает, да и то редко. Главная трудность – разместить под одной крышей производство натуральных пищевых красителей, экстрактов для косметических компаний и субстанций для фармацевтики, не столкнувшись с запретами разрешительных инстанций. Ведь сырье для любой из этих отраслей – одно и то же, да и сепаратор у нас пока один. Но, думаю, удастся решить этот вопрос без ущерба для всех сегментов нашего бизнеса. 

Великий Новгород

Новости партнеров

«Эксперт Северо-Запад»
№30-33 (476) 23 августа 2010
Госуправление
Содержание:
Четвертый – лишний

Глава Калининградской области Георгий Боос скоро покинет свой пост. Президент и «Единая Россия» отказали ему в доверии из-за низкого уровня поддержки среди населения

Реклама