Зеркало экономики

Русский бизнес
Москва, 20.12.2010
«Эксперт Северо-Запад» №50 (496)
Сергей Алексеев: «При сохранении положительных тенденций в экономике страны можно с уверенностью ожидать укрепления выставочного рынка»

Фото: архив «Эксперта С-З»

В кризисный период выставочная деятельность испытывала серьезные трудности: многие выставки, прошедшие в том числе в Петербурге, недобрали серьезное количество участников. Ситуация постепенно выправляется, следующий год обещает стать более позитивным для выставочных мероприятий, считает президент Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) генеральный директор «Ленэкспо» Сергей Алексеев.

– Насколько масштабным оказалось падение выставочного рынка?

– Действительно, выставочная отрасль, как и экономика России в целом, очень серьезно пострадала. Причем пик кризиса пришелся на 2009 год, ощутимый спад произошел по всем ключевым показателям. По площади российские выставки обрушились практически на треть. Примечательно, что стабильное снижение участия отечественных предприятий в выставках началось еще накануне кризиса, а в кульминационный момент достигло 9%. В кризис российский выставочный бизнес потерял практически каждого пятого иностранного участника – 19%. Оборот наших выставочных компаний по итогам 2009 года уменьшился на 14%.

Однако на Северо-Западе падение было не таким серьезным, как в Центральной России. В «Ленэкспо», например, был подготовлен план антикризисных мероприятий – сокращены издержки, диверсифицированы тематические направления выставок, мы стали искать и проводить новые мероприятия. Также в какой-то степени увеличилась государственная и городская поддержка некоторых проектов. В 2009 году «Ленэкспо» провел ряд мероприятий федерального масштаба: Итало-российский экономический форум, Российско-финляндский лесной саммит, XI съезд партии «Единая Россия». Может быть, это и помогло.

Можно говорить о постепенном восстановлении выставочной индустрии, что опять же завязано на общий экономический оптимизм. Ведь выставки – это зеркало экономики. И при сохранении положительных тенденций в экономике страны можно с уверенностью ожидать укрепления выставочного рынка. Конечно, мы еще не восстановились до уровня 2008-го, но надеемся, что это произойдет в 2011-2012 годах.

Не продажа площадей

– Вы возглавляете РСВЯ с 1991 года, то есть можете оценить все этапы развития выставочной деятельности в стране. Что это были за этапы?

– Условно можно выделить три этапа. Первый – до 1991 года, когда выставочной индустрии как таковой в стране еще не существовало. Второй этап начался в 1991 году, когда мы создали Российский союз выставок и ярмарок. Поначалу в него входили всего 11 организаций и он прежде всего удовлетворял потребности в клубном общении. Сейчас же мы перешли к следующему этапу, когда выставочная индустрия активно заявляет о себе. В РСВЯ входят уже 84 компании, это официально признанная ассоциация с четкой программой, профильными комитетами. Он работает по многим направлениям, выступает официальным представителем российского выставочного бизнеса, продвигая его не только внутри страны, но и в мире. Первостепенная задача выставочного проекта – не продажа площадей, а именно продвижение бизнеса участника, его продукта. На этом строятся все наши стратегические разработки и концепции, организационная деятельность.

– Не так давно вы говорили, что выставки – это инструмент, которым не все умеют пользоваться. Можно ли назвать удачным процесс обучения экспонентов?

– Пожалуй, главная проблема – нехватка квалифицированных кадров, знаний и навыков для выставочной деятельности. И это касается не только экспонентов, но и самих «выставочников», начиная от руководителей и заканчивая рядовыми сотрудниками. Мы учимся в процессе работы, и это плохо, ведь по этой причине выставочная индустрия не развивается должным образом. Во время собраний РСВЯ мы проводим обучающие семинары. В 2008 году впервые в России на базе «Ленэкспо» организован обучающий курс по программе EMD UFI «Выставочный менеджмент» с вручением сертификатов международного уровня.

Но тем не менее пока система обучения неудовлетворительна, нет единой методики и учебников. Мы пытались скоординировать свою работу с Всемирной ассоциацией выставочной индустрии (УФИ), у которой есть комитет по выставочному образованию, рекомендованные программы, различные курсы. Но пока, к сожалению, российские организаторы выставок, владельцы бизнеса не вкладываются в этот процесс, а он требует инвестиций. Надо, чтобы был общий интерес, чтобы развивались не только те, кто работает в выставочных фирмах. Ведь использованию инструмента выставок не учат в наших вузах, даже в университетском курсе маркетинга нет ничего по этой теме. Поэтому нам нужно объединиться и создать обучающую программу. Об этом говорится уже давно, но пока почти ничего не делается, все идет на уровне инициатив РСВЯ.

– Как в целом вы оцениваете перспективы выставочной деятельности, в том числе с учетом мировых тенденций?

– Международный выставочный рынок развивается опережающими темпами, и присущие ему тенденции в том или ином виде будут отражаться на российских реалиях. Постепенно усилится роль крупных зарубежных организаторов и их деятельность на территории нашей страны. Несомненно, все более важное значение будут иметь современные средства и инновационные технологии в выставочной индустрии. Если посмотреть на опыт лидеров индустрии в мире, а это Юго-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион, то их успех объясняется во многом серьезной поддержкой со стороны государства. Думаю, и нам в стране нужно развивать партнерство государства с выставочным бизнесом.

Выработать определенную модель

– По факту в России уже четко распределены тематика и время проведения основных крупных выставок. Новые выставки с трудом втискиваются в предельно насыщенное расписание действующих форумов…

– Вы затронули очень серьезную насущную проблему. Нет никакой структуры, регулирующей и контролирующей систему формирования графика выставочных мероприятий в масштабах страны. Поэтому идет клонирование брендов, перетаскивание проектов с площадки на площадку, наблюдается полнейшее отсутствие деловой этики. Особенно активно это происходит в Москве, где функционируют четыре крупных выставочных комплекса, которые не всегда могут договориться между собой.

Нам приходилось подавать иски в Федеральную антимонопольную службу, но выхода из этой плачевной ситуации пока не нашли. Только членами РСВЯ проводится 1035 выставочных мероприятий в год, а до кризиса было около 2 тыс., что почти в два раза больше, чем за рубежом. Конечно, мы работаем над решением этой проблемы – пытаемся договориться с ассоциациями, правительством страны о выработке какой-либо модели деятельности.

Но, к слову, и в других государствах нет конкретного решения этой проблемы, нет ответственного органа. Есть законы в Италии, Франции, но там игроки рынка договариваются между собой. Нам нужно прежде всего понимание, что выставки – это продукт, а продукт продается и покупается. Поэтому я не думаю, что эту проблему можно урегулировать в ближайшее время какими-то декретами. Она решится со временем. Какие-то выставки погибнут, какие-то останутся на плаву.

– Одна из основных проблем выставочной деятельности в России – излишняя централизованность: большинство выставок проходят в Москве и Петербурге. Как расширить региональную составляющую? Есть ли примеры оригинальных успешных выставок, прошедших в условной провинции?

– Уже много лет мы поднимаем этот вопрос и в Москве, и в регионах. Более того, РСВЯ проводит свои собрания в разных субъектах России, чтобы привлечь внимание местных властей, региональных ассоциаций и федеральных структур именно к этому аспекту.

Интересно, что одна из первых крупных российских выставок конца XIX века состоялась в Нижнем Новгороде. То есть еще тогда царское правительство понимало, что региональные выставки – очень важный и эффективный инструмент для развития территорий. Поэтому мы много над этим работаем, пытаемся убедить власти и товаропроизводителей развивать региональную составляющую. Кстати, исполнительная дирекция РСВЯ находится в Нижнем Новгороде.

Что касается успешных выставок в регионах, то, конечно, я могу привести такие примеры. В Новокузнецке «Кузбасская ярмарка» проводит очень сильную выставку технологий горных разработок «Уголь России и майнинг». Краснодарский агропромышленный форум «Югагро» также вызывает уважение.

– Существует мнение, что излишнее количество выставочных операторов, когда за организацию форумов берутся подчас случайные компании, дезавуирует идею выставочной деятельности как качественного метода продвижения товаров и услуг. Действительно ли количество операторов критично велико и каковы основные условия конкурентной борьбы между ними?

– У нас есть федеральный закон №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», и проблема берет свое начало именно отсюда. Закон позволяет существовать большому количеству непрофессиональных выставочных операторов, которые назначают демпинговые цены на свои услуги, выигрывают тендеры и проводят выставки. Случайные люди ничего не понимают в этой сложнейшей и ответственнейшей работе и в результате губят и выставки, и имидж нашей страны за рубежом.

У РСВЯ, как и во Всемирной ассоциации выставочной индустрии, разработаны критерии оценки профессионализма оператора, есть специальный знак качества. Работает также аудиторская компания «РуссКом Ай-Ти Системс», которая прошла официальную регистрацию УФИ. И наша задача – продвигать знаки качества РСВЯ и УФИ, чтобы участники выставок были уверены: они получат не только квадратные метры, но и сервис, продвижение, услуги высокого качества, которые могут обеспечить только профессиональные операторы. За маленькие деньги невозможно сделать хорошую работу.

Три важных аспекта

– Каковы основные пункты стратегии развития «Ленэкспо»? Как вы оцениваете перспективы выставочной деятельности в Петербурге?

– У нас есть стратегия VPS (venue, promotion, service, то есть «площадка», «продвижение», «сервис»). В современной ситуации на выставочном рынке, в условиях жесткой и не всегда добросовестной конкуренции нельзя не обращать внимания на эти три аспекта. Доставшиеся в наследие от советских времен выставочные комплексы давно устарели как технически, так и морально. И мы разработали программу развития «Ленэкспо» до 2020 года. С советом директоров мы активно обсуждаем будущее «Ленэкспо» и предполагаем, что наша площадка станет Всемирным торговым центром (World Trade Center), то есть центром контактов, бизнеса, конференций, конвеншн-центром. Мы стали ближе к экспонентам, дифференцированный подход к каждому позволяет максимально удовлетворить клиента.

Что касается планов на следующий год, отмечу, что мы с оптимизмом смотрим в будущее, обновляем традиционные проекты, а также поднимаем на выставках новую, самую актуальную проблематику. Традиционно в «Ленэкспо» пройдет главное событие деловой жизни России – Петербургский международный экономический форум. Ведущей остается тема научно-технических и промышленных выставок. Впервые состоится Международная специализированная выставка-конференция «ИнтерАэроКом. Санкт-Петербург 2011. Аэропорты региональных и местных воздушных линий – стратегия развития». Значительно расширится тема экологии. По инициативе правительства Петербурга и «Ленэкспо» будет проведена Петербургская экологическая неделя, которая объединит все городские мероприятия этой темы. Активно осваиваем новые актуальные направления современной науки, в частности готовим выставку «Биоиндустрия», которую впервые представим в мае следующего года. «Арт.Театр.Музей» – еще один важный проект, о котором нельзя не упомянуть. Именно здесь нами озвучена смелая, но очень привлекательная идея организовать в Петербурге Международный культурный форум – по аналогии с экономическим. 

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №50 (496) 20 декабря 2010
    Бюджетная политика
    Содержание:
    Реклама