Обыкновенный лоббизм

Международный бизнес
Москва, 14.02.2011
«Эксперт Северо-Запад» №6 (502)
В Латвии обсуждается законопроект, который может принести общественную пользу только через несколько лет

Рисунок: Владимир Басов

Латвийские власти намерены легализовать лоббизм, приняв законопроект, регламентирующий эту сферу. Лоббизм хотят сделать прозрачным – представитель мероприятия должен будет представить документы о том, кому выгоден проект и какие дискуссии о нем велись, а после этого сможет смело лоббировать вопрос в парламенте, комиссиях и правительстве страны. Безусловно, законодательное регламентирование лоббизма не решит всех проблем, но обязательно откроет новую нишу для бизнеса в сфере общественных отношений.

В начале пути

Законопроект о лоббизме проходит начальную стадию подготовки. На бумаге он выглядит очень красиво – закон должен регулировать процесс цивилизованного демократического лоббирования интересов различных профессиональных и отраслевых объединений и экономических групп на политическом уровне. Однако вопрос о том, как приживется лоббизм на постсоветском пространстве, пусть и в стране, входящей в Евросоюз, открыт.

По мнению главы Комиссии по противодействию коррупции парламента Латвии Алексея Лоскутова, закон поможет вывести на поверхность то, что скрыто, так как, несмотря на чисто декларативный характер, он создает ряд обязательств для лиц, занимающихся лоббированием.

«Важно, чтобы этот процесс происходил открыто. Потому что у нас зачастую законопроекты возникают на ровном месте. Никто не знает, почему внезапно именно сегодня именно эту сферу надо регламентировать на законодательном уровне. Как минимум необходима информация о том, кто стал инициатором принятия конкретного законопроекта или участвовал в его разработке в качестве советника. Думаю, это была бы полезная информация и для депутатов Сейма, если бы при голосовании они знали, что, например, этот документ поддержали такое-то самоуправление или такой-то профсоюз», – объясняет Лоскутов.

Предполагается, что лоббизм будет регламентироваться на всех уровнях, в том числе на уровне правительства и парламента. Идут активные дискуссии о том, что необходимо сохранять все записи парламентских заседаний и заседаний правительства, чтобы Конституционный суд Латвии мог разобраться, какие доводы приводились в пользу тех или иных решений и откуда взялись одобренные инициативы.

Лоббизм в действии

Пока депутаты спорят о том, как правильнее определить термин «лоббирование» и как ввести нормы по регуляции этого явления, экономические группы страны активно лоббируют собственные интересы. Недавно о первом успешном случае открытого частного лоббирования сообщило агентство общественных отношений A.W. Olsen&Partners/Scholz&Firends Riga. В течение полугода агентство лоббировало изменения Закона о фармацевтике.

В прошлом году в Латвии активно шла дискуссия о том, кто имеет право владеть аптеками. Объединение фармацевтов открыто лоббировало идею о том, что с 1 января 2011 года аптеками по примеру многих западноевропейских стран могут владеть только и исключительно люди с фармацевтическим образованием. Для пропаганды своей идеи руководители объединения неоднократно приглашали в Ригу представителей Европейского общества фармацевтов, которые доказывали, что только фармацевт может грамотно управлять аптекой.

Если бы удалось провести этот вариант Закона о фармацевтике, то уже в начале 2011 года владельцам аптечных сетей пришлось бы расстаться с бизнесом и распродать активы по дешевке. Поэтому сетевики, в свою очередь, также наняли лоббистов, которые на всех уровнях активно отстаивали статус-кво – право владения аптекой для каждого. В ход шли свои аргументы. Бизнесмены настаивали, что передача аптек фармацевтам-профессионалам взвинтит цены на лекарства и приведет к закрытию большого количества аптек в провинции.

«Мы работали пять месяцев, за это время провели 89 встреч с депутатами. Более того, изначально наша модель заключалась в том, что мы не покупаем голоса и мнения, а работаем строго в правовом поле. Нам приходилось бороться с лоббистами фармацевтов, которые использовали популизм. Они приводили пример Италии, где аптечный бизнес – семейный, в то же время активно замалчивали пример Швеции, где аптечный рынок либерализован. Нам удалось склонить чашу весов в свою сторону, аргументируя тем, что ограничение права владения аптеками – нарушение Закона о свободной конкуренции, которое может быть опротестовано в Конституционном суде. В результате законопроект принят в нужном для нас варианте», – рассказывает совладелец A.W. Olsen&Partners/Scholz&Firends Riga Гинт Лаздиньш.

По его словам, в Латвии лоббизм будет востребован через 10-15 лет, так как сейчас политические решения с экономическим подтекстом принимаются в основном кулуарно. Существует ограниченный круг лиц, к которым можно обратиться и договориться о продвижении тех или иных политических решений. Процесс этот непрозрачен, и чтобы его нормализовать, требуется смена поколений. 

Рига

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №6 (502) 14 февраля 2011
    Образование
    Содержание:
    Реклама