Вагонный гаджет

6 февраля 2012, 00:00
  Северо-Запад
Фото: ТВСЗ
По уровню технического оснащения ТВСЗ стал одним из самых масштабных предприятий машиностроения в Европе

В первые более чем за полвека в отечественном транспортном машиностроении построено инновационное предприятие полного цикла – Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ). Вагоносборочное и литейное производства интегрированы в единый технологический комплекс, обеспечивающий высокую производительность и гибкость производства, которое является своего рода «интеллектуальным гаджетом» размером с четверть миллиона квадратных метров.

Запуск завода состоялся на минувшей неделе в городе Тихвине Ленинградской области. Проект реализован группой «ИСТ» совместно с государственными институтами развития – Внешэкономбанком и Евразийским банком развития. Общий объем инвестиций составляет 36 млрд рублей в промышленное производство и 6 млрд рублей в возведение жилья для сотрудников. По объему инвестиций, производственным площадям и уровню технического оснащения это один из самых масштабных объектов машиностроения в Европе. Производительность труда на основном вагонном производстве ТВСЗ соответствует уровню мировых транспортных компаний, таких как Alstom, Siemens, Wabtec, и в несколько раз превышает показатели отечественных предприятий, выпускающих подвижной грузовой состав. Каждые 24 минуты с конвейера ТВСЗ будет сходить новый вагон, каждые четыре с половиной минуты – колесная пара. Мощность завода составляет 13 тыс. грузовых вагонов нового поколения, 90 тыс. тонн железнодорожного литья и 65 тыс. колесных пар в год.

Строительство осуществлялось с 2008 года, и первоначально планировалось, что ввод предприятия произойдет в начале 2011-го, однако потом сроки ввода сдвинули ровно на год. Если бы завод начал работу в намеченные ранее сроки, когда в России отмечались существенный спрос на железнодорожные перевозки и высокие цены на вагоны, запуск производства был бы более эффективным. Тем не менее эксперты считают, что как раз из-за снижения стоимости вагонов продукция ТВСЗ будет более востребована в текущем году.

Стоимость грузовых вагонов начала снижаться еще в конце прошлого года на фоне сокращения закупок Первой грузовой компанией (ПГК) после ее приватизации, поскольку именно она, а также Вторая грузовая компания (ВГК) выступают основными заказчиками вагонов, пояснила аналитик ИК «ТКБ Капитал» Мария Кальварская. «После снижения цен на вагоны от пиковых значений часть компаний будут заменять парк, взятый в операционный лизинг, собственным, что позитивно повлияет на финансовые показатели железнодорожных операторов», – отметила она. Если учесть, что плановая мощность ТВСЗ – 13 тыс. вагонов в год при спросе около 100 тыс. вагонов в прошлом году, то запуск нового завода, по мнению Кальварской, сможет оказать поддержку рынку в части предложения, «но вряд ли существенно изменит ситуацию».

Но все же игроки рынка полагают, что отечественный рынок грузовых вагонов уже близок к насыщению. «Этот рынок очень сложен, и его высокая динамика до последнего времени объяснялась удовлетворением реального дефицита вагонов. В течение двух-пяти лет парк вагонов насытится. Поэтому конкуренция будет возрастать в том числе за счет новых игроков. Но очевидно, что некий потолок насыщения рынка вагонов уже виден», – говорит руководитель региональных филиалов компании «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко.

Чтобы сформировать гибкую систему продаж грузового подвижного состава, еще до запуска производства группа «ИСТ» приступила к формированию лизинговых активов.

В мае 2011 года создана лизинговая компания Rail1520 для предоставления услуг оперативного лизинга железнодорожного грузового подвижного состава. А буквально накануне запуска ТВСЗ японская Mitsui и группа «ИСТ» подписали соглашение о создании СП по лизингу железнодорожных грузовых вагонов. При этом СП будет специализироваться на оказании услуг в долларах, Rail1520 – в рублях.

sever_551_pics/sever_551_009-2.jpg
Фото: ТВСЗ

Предполагается, что часть вагонного парка обе лизинговые компании будут приобретать на ТВСЗ. «Создание лизинговых компаний при производителях – грамотное решение, и таких примеров множество, в том числе в автолизинге: Volvo, Man и т.п., – отмечает Донченко. – Это очень удобная система продаж, так как лизинг (и особенно оперативный лизинг) как вариант долго- и среднесрочной аренды выступает эффективным инструментом увеличения сбыта для производителей техники. Многие конечные потребители, может быть, и не хотят покупать вагоны, но при этом хотят получать услугу по эксплуатации парка. Поэтому завод может работать отчасти и на свою лизинговую компанию, формируя для нее некий арендный парк, чтобы она могла предлагать не только финансовый, но и оперативный лизинг для потребителей, которым неважна долгосрочная аренда с выкупом».