Приобретение с дисконтом

5 марта 2012, 00:00
  Северо-Запад

Компания «Юнимилк», входящая в группу «Danone-Юнимилк», приобрела 42,24% акций Кингисеппского молочного комбината (КМК, Ленинградская область), увеличив свою долю до 65,55%. Сумма сделки не раскрывается. Не называют и продавца, хотя речь, скорее всего, идет о петербургском концерне «Детскосельский», который ранее владел контрольным пакетом акций КМК.

Производственные мощности КМК рассчитаны на переработку 120-140 тонн сырого молока в сутки, при этом в среднем они были загружены на 15-20% ежегодно. Комбинат, запущенный в 70-е годы прошлого века и модернизированный в 2007-2008 годах, выпускает молоко и молочные продукты под собственной торговой маркой LATEO. Кроме того, в 2009-2010 годах КМК по контракту с компанией «Вимм-Билль-Данн» разливал молоко «Веселый молочник», в 2011-м – молоко «Простоквашино» по контракту с «Юнимилком». В настоящее время контрактное производство прекращено.

С завершением периода консолидации в молочной отрасли оказалось, что менеджмент многих предприятий не готов работать в отраслевых нишах при повышенной региональной конкуренции. «Для тех же, кто был заинтересован в развитии устаревших молочных предприятий, основным препятствием стала недоступность кредитного ресурса: банковскому сектору неинтересно выдавать долгосрочные кредиты без прямого указания чиновников, – говорит аналитик ИК „БФА“ Кирилл Куриленко. – Данные обстоятельства привели к слабости мелких игроков на молочном рынке, что позволяет крупным холдингам активно наращивать свои позиции через сделки слияния и поглощения».

В 2010 году выручка КМК составила 603 млн рублей, чистый убыток – 45,8 млн. Отчетность за минувший год пока не обнародована. Опираясь на финансово-экономические показатели предприятия, можно отметить, что оно убыточно на протяжении последних пяти лет и не имеет возможности финансировать долговую нагрузку без привлечения стороннего инвестора. По мнению Куриленко, оставаясь «перерабатывающим придатком» «Юнимилка», КМК не имел возможности контролировать отпускные цены и влиять на выручку. Эффективная ставка по кредитам составляет примерно 4% за счет государственного субсидирования, а объем долговой нагрузки приближается к 20 млн долларов.

Даже если не принимать в расчет долговую нагрузку, показатель EBITDA у предприятия тоже отрицательный. «Для „Юнимилка“ покупка КМК может стать удачной инвестицией, так как стоимость убыточного бизнеса равна нулю и долю в КМК можно нарастить, просто выступив поручителем по долгам. Дополнительные современные мощности, приобретенные с дисконтом, позволят „Юнимилку“ и дальше наращивать долю на российском рынке и стремиться к показателю 25%. На продуктовых рынках выживают только вертикально интегрированные компании, которые добиваются наилучших коммерческих условий в ритейле за счет эффекта масштаба», – считает Куриленко.