Транспортный узел развяжут по-новому

Новый Петербург
Москва, 15.04.2013
«Эксперт Северо-Запад» №15 (612)
Судьба более 1 трлн рублей на развитие единого транспортного узла Петербурга и Ленобласти решится в ближайшее время. Эти деньги планируется выделить из федерального, областного и городского бюджетов

Фото: Владимир Басов

Несмотря на формальную границу, прилегающие к Петербургу территории Ленобласти сегодня рассматриваются как городские. С одной стороны, эти регионы составляют единую транспортно-логистическую артерию, что формирует мощные транзитные грузопотоки, с другой – рост доходов населения способствует приобретению петербуржцами второго жилья в близлежащих районах Ленобласти, а вместе с тем растет и уровень автомобилизации. Повышение нагрузки на транспортные сети особенно заметно на границе города и области, и уже очевидно, что рассматривать их транспортные системы нужно как единое целое. Поэтому Санкт-Петербургский транспортный узел (СПбТУ), общая транспортная сеть двух регионов, обозначен одним из ключевых направлений развития Министерством транспорта России, которое, кстати, в прошлом году возглавил выходец из петербургской администрации Максим Соколов (по мнению экспертов, это значительно повышает шансы на благополучное решение транспортных вопросов Петербурга и Ленобласти).

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области оценивает грузооборот СПбТУ в пределах 390 млн тонн в год, из них доля автомобильного транспорта – около 20%, железнодорожного – 38, морского – 37, внутреннего водного – 5%.

Через морские порты региона (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Выборг и Высоцк) переваливается около трети общего грузооборота портов России. В свою очередь, через сухопутные погранпереходы на границах с Финляндией и Эстонией железнодорожным и автомобильным транспортом перевозится до четверти объемов внешнеторговых грузов.

Что касается роста уровня автомобилизации, то, по прогнозам областных властей, к 2020 году он увеличится в 1,3 раза – с 280 машин на 1 тыс. человек до 380. При том что основная часть петербуржцев, проживающих в пригородах, ежедневно преодолевают путь от дома до работы и обратно, нагрузки на транспортные коммуникации существенно возрастут.

Исторически сложившаяся радиальная структура сети автомагистралей, ограниченное количество въездов и выездов из города обусловливают перегруженность пригородных участков автомобильных дорог, особенно летом. Поэтому в транспортном ведомстве Ленобласти считают необходимым в первую очередь развивать въездные трассы, соединять радиальные автодороги хордовыми и дуговыми связями для переключения на них транзитных транспортных потоков и строить транспортные развязки разных уровней.

«Помимо проблем с дорогами, их качеством и количеством я вижу большой недостаток в отсутствии логистики транспортных потоков. Можно сделать дороги шире, длиннее, лучше, красивее, но это не спасет от пробок, – комментирует генеральный директор компании „Хендэ ЦМТ“ (специализируется на продаже и комплексном обслуживании дорожно-строительной, грузовой и специальной техники) Олег Ильин. – Никто не думает о количестве машин, строительстве новых жилых домов и торговых центров, необходимости парковок для частных машин. Закладывая новые здания и сооружения, уже тогда надо просчитывать пропускную способность подъездных дорог».

Спасательный круг из Минтранса

Чтобы решить эти наболевшие проблемы, постановлением правительства России в 2011 году был сформирован Координационный совет по развитию транспортной системы Петербурга. Возглавил его Игорь Левитин, теперь уже экс-министр. По заказу Минтранса и была разработана Программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года. Ее управлением займется специально созданная для этого Дирекция по развитию транспортной системы.

В качестве одного из первоочередных мероприятий программы СПбТУ предусматривается строительство ряда развязок на Выборгском и Приозерском шоссе, которые должны будут развести транспортные потоки и ликвидировать пробки. Не менее важным признано создание автотранспортных обходов крупных населенных пунктов, таких как Красное Село, Колтуши, Мурино, Новое Девяткино и Сертолово. Ведь сегодня для выхода из Санкт-Петербурга на федеральную трассу М-10 «Скандинавия» автотранспорт идет по региональной дороге Парголово – Огоньки, которая не рассчитана на такие нагрузки. Принято решение приступить к переводу этой дороги на федеральный уровень и строительству обхода Сертолово.

Одним из приоритетных проектов обозначена организация на базе станции метро «Девяткино» транспортно-пересадочного узла с международным и междугородным автовокзалом, отвечающего самым современным требованиям к комфорту и безопасности пассажиров, с перехватывающей парковкой для автомобилей и даже вертолетной площадкой. По словам начальника отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры Ленинградской области Павла Пустовалова, транспортно-пересадочный узел «Девяткино» состыкует метро, железную дорогу и автобусные перевозки и позволит вывести за пределы города до 500 автобусных рейсов.

По мнению экспертов, на базе планируемых станций метро за пределами КАД – в Буграх, Янино и Кудрово – есть смысл создать такие же пересадочные узлы (своего рода хабы). Это современный подход всех мегаполисов к управлению пассажиропотоками.

Кроме того, в программу включены и предложения Ленобласти по строительству линий легкорельсового транспорта от Санкт-Петербурга до Сертолово и Всеволожска, причальной инфраструктуры на Неве для организации пассажирских и туристско-экскурсионных перевозок, а также 14 пешеходных мостов и 43 путепроводов через железнодорожные пути и т.д.

Одним не осилить

Общая стоимость мероприятий программы до 2020 года оценивается в сумму 2,2 трлн рублей, при этом около половины из них планируется привлечь из внебюджетных источников. Более 720 млрд рублей поступит из федерального бюджета, 540 млрд – из бюджета Санкт-Петербурга, 85 млрд – из бюджета Ленинградской области.

Вопросы возможных государственно-частных партнерств (ГЧП) будут прорабатываться особенно тщательно, ведь без привлечения средств частных инвесторов такой объем работ городским и областным властям не освоить даже с учетом привлечения средств из федерального бюджета. Практика такого взаимовыгодного сотрудничества широко распространена во всем мире и постепенно приживается и в России. «В большинстве развитых стран, в том числе в Германии, Японии, США, приоритетные дорожные проекты финансируются за счет государства или при его участии, в том числе в рамках ГЧП, – рассказывает генеральный директор дорожно-строительной компании „Альда-3“ Сергей Теряев. – Сегодня Евросоюз рассматривает вопросы формирования трансъевропейской дорожной сети и соответствующей транспортной инфраструктуры с возможностью интеграции в нее новых государств – членов ЕС».

Как выяснил «Эксперт С-З», на ближайшем заседании Координационного совета в конце апреля 2013 года планируется подписать трехстороннее соглашение между Минтрансом, Санкт-Петербургом и Ленинградской областью о совместной реализации мероприятий программы. Федеральное финансирование будет направляться на наиболее проработанные городом и областью мероприятия из списка первоочередных с готовой проектно-сметной документацией. В 2013 году это проекты продления линий метрополитена до Кудрово, Бугров и Янино с созданием транспортно-пересадочных узлов, подключения проектируемого узла «Девяткино» с международным автовокзалом к КАД, строительства линий легкорельсового транспорта Озерки – Сертолово и Ржевка – Всеволожск, создания четырех путепроводных развязок на железнодорожном участке Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород – Усть-Луга, трех путепроводов на участке Выборг – Каменногорск и путепровода в Выборге.

В целом в программе намечено около 400 серьезных мероприятий на срок до 2020 года – как проекты, находящиеся на стадии проектирования, так и уже реализуемые, например расширение пропускной способности железной дороги к порту Усть-Луга. В планах также реконструкция трассы А-120 на участке от Петродворца до выхода на М-10 в районе Ульяновки стоимостью 140 млрд рублей. Приблизительно в такую же сумму обойдется КАД-2, которая пройдет между А-120 и существующей КАД.

В Программе по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2020 года предусмотрено строительство вылетных магистралей, второй кольцевой автодороги, магистралей непрерывного движения, современных трасс, связывающих Северо-Западный регион с другими субъектами РФ.

Очевидно, что решение региональной дорожной проблемы выходит даже за рамки взаимоотношений Петербурга и Ленобласти, приобретая общегосударственные масштабы.

Общение вне программы

Помимо взаимодействия в рамках программы между Петербургом и Ленобластью сегодня прорабатываются вопросы создания единой сети автобусных маршрутов.

Кроме того, в 2013 году вступила в действие долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Ленинградской области на 2013-2016 годы». В ее рамках на мероприятия по снижению аварийности в этом году будет выделено 90 млн рублей.

На железнодорожном транспорте в Ленинградской области реализуются крупные инвестиционные проекты федерального значения по организации скоростного движения поездов, усилению пропускной способности железнодорожных переходов, многоуровневых транспортных развязок, обходов крупных городов для движения транзитного грузового автотранспорта там, где автомобильные дороги с интенсивным движением являются частью улично-дорожной сети.

Санкт-Петербург

Материал подготовлен на основе данных Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области

Предполагаемые первоочередные мероприятия программы
Планируемый объем финансирования первоочередных мероприятий Программы по источникам (млн рублей, в ценах соответствующих лет)

У партнеров

    Реклама