ЖКХ на рельсах ГЧП

Тема недели
Москва, 10.06.2013
«Эксперт Северо-Запад» №23 (620)

Ситуацию, сложившуюся с управляющими компаниями, которые не хотят вкладываться в доверенную им инфраструктуру, но, напротив, по формулировке президента РФ Владимира Путина, «привыкли стричь купоны, не вкладывая ни копейки», иначе как кризисом не назовешь. Государство понимает, что оставить все как есть в ЖКХ не получится. Параллельно нарастает раздражение народа от стремительного увеличения счетов, предъявляемых коммунальщиками к оплате.

Впрочем, уж так ли виноваты те самые управляющие компании (УК)? Ведь им приходится работать в существующих в России экономических условиях, при отсутствии доступа к длинным дешевым деньгам, без которых практически невозможно осуществлять долгосрочные проекты. А восстановление и развитие коммунального хозяйства требует именно таких кредитов. Конечно, есть примеры, когда ставшие с недавних пор частными управляющие компании собирали с жильцов деньги и быстренько банкротились, а их руководители растворялись в тумане.

Но есть и другие случаи: отдельные обанкротившиеся УК как раз и пытались что-то ремонтировать и развивать, но попались в долговую ловушку. Необходимость отдавать дорогие и короткие кредиты вынудила их закладывать свои убытки в тарифы для населения. Получается заколдованный круг: для того чтобы снизить издержки и выйти на уровень прибыльности, нужно применять новые технологии и подходы (не говоря уже о том, чтобы просто вовремя ремонтировать то, что есть на балансе). Для этого нужны деньги, а взять их на приемлемых условиях негде.

Причем, как показывает практика, в результате всего этого комплекса проблем управляющие компании зачастую даже не могут себе позволить платить сотрудникам достойную зарплату, чем и объясняется дефицит кадров в отрасли, достигающий 70%.

Впрочем, это уже тонкости. Суть заключается в том, что нынешняя система зашла в тупик и требует реформ. И каким бы заезженным ни было выражение «реформа ЖКХ», закладывать в него очередной новый смысл все же придется. Все понимают, что деньги на восстановление инфраструктуры нужно где-то брать. Платежей населения едва-едва хватает на то, чтобы оплачивать услуги монополистов и худо-бедно поддерживать инфраструктуру, да и то не в полном объеме, о чем и говорит ее состояние.

У властей, как водится, есть два выхода. Либо отпустить тарифы и заставить население все же платить за коммунальные ресурсы по полной программе (с учетом заложенной в тарифе глобальной модернизации инженерии), но быть готовыми к народным бунтам и политическому кризису. Либо продолжить жестко контролировать тарифы, но через этот контроль все же обеспечить в долгосрочной перспективе прибыль для тех частных инвесторов, которые умеют работать в ЖКХ и готовы туда прийти. По понятным причинам государство предпочитает второй вариант, и концессионный принцип все же может быть применен на уровне управления отдельным кондоминиумом.

У партнеров

    Реклама