Единство в главном

Карен Мкртчян: «Нам всем имеет смысл поразмышлять над собственной историей. В ней было очень много хорошего между людьми и народами»

Фото: Trend/ Мария Давыдова
По словам руководителя армянской общины в Петербурге Карена Мкртчяна, в последние годы увеличивается поток армян, которые едут учиться в вузы Северной столицы

Армянская диаспора – не самая многочисленная из представленных в Петербурге, если сравнивать ее, например, с азербайджанской или узбекской. К городской среде мигранты, приезжающие из Армении, адаптируются достаточно быстро: этому, в первую очередь, способствуют знание русского языка и единая религия, которая во многом определяет фон взаимодействия двух культур. Однако с усилением миграционных потоков для национальных объединений становится актуальным вопрос не только интеграции с городской средой, но и выстраивания отношений между самим диаспорами. Своими мыслями о том, как воспитать межэтническое уважение между всеми этими сторонами и сформировать конструктивный диалог между конфессиями, с «Экспертом С-З» поделился руководитель армянской национально-культурной автономии Петербурга Карен Мкртчян.

– В начале июля в Петербурге прошли Дни города-партнера Еревана. В частности, в Северную столицу с делегацией прибыл мэр Еревана Тарон Маргарян. Каких договоренностей удалось достигнуть в ходе визита?

– Как вы знаете, отношения между нашими странами, Россией и Арменией, и соответственно, между Ереваном и Петербургом, в последние годы развиваются динамично. За время моей работы старостой Армянской Апостольской церкви Санкт-Петербурга и председателем общины я участвовал в десятках мероприятий, призванных укрепить отношения между нашими странами и городами. Еще несколько лет назад, в рамках Дней Санкт-Петербурга в Ереване, было заключено первое побратимское соглашение между Васильевским островом и Арабкирским районом Еревана. История армянской общины в Санкт-Петербурге началась именно с Васильевского острова, с 2-3 линии – эта улица раньше называлась Армянской, там был построен первый армянский храм. Не исключено, что здесь появится какой-то памятный знак. В Арабкирском районе, в свою очередь, собираются построить аллею Санкт-Петербурга.

Очень тесное сотрудничество связывает наши города и в культурном плане. Наша община каждый год участвует в организации разнообразных культурно-просветительских программ в Армении. Ежегодно там проводятся Дни русской культуры.

В нескольких учебных заведениях силами нашей общины созданы современно оснащенные лектории по изучению русского языка и литературы. Мы отправили туда несколько тысяч томов русской литературы, чтобы была возможность знакомиться с новыми русскими изданиями. В Санкт-Петербурге популяризируем армянскую культуру: проводим концерты, организуем выставки, творческие вечера и встречи с видными деятелями культуры и искусства.

Логическим итогом всего этого стал визит мэра Еревана Тарона Маргаряна в Петербург, которого мы ожидали уже два года.

Правительство Петербурга приняло участие в возложении капсулы строительства торгового дома «Ереван» на углу Дальневосточного проспекта и улицы Крыленко. Там будет построено большое здание, 35 этажей. А в центре Еревана появится гостиница «Санкт-Петербург». Кроме того, в рамках Дней Еревана в Северной столице прошла обширная культурная программа: три концерта дала прославленная Армянская капелла под руководством Оганеса Чекиджяна, выступил знаменитый на весь мир музыкант Дживан Гаспарян, джазмен Левон Малхасян.

В Ботаническом саду при Ботаническом институте им. Комарова, мы открыли бюст академика Армена Тахтаджяна, ученого с мировым именем, долгие годы возглавлявшего всю советскую ботаническую науку и сам Ботанический институт.

В Санкт-Петербургском государственном университете, в галерее ученых были торжественно открыты два живописных портрета армянских академиков – известного астрофизика Виктора Амбарцумяна и опять же Армена Тахтаджяна.

К Дням Еревана в Петербурге приурочена выставка и встреча делегаций в Эрмитаже. Вопросы бизнеса и экономического взаимодействия обсуждались на круглом столе в Смольном – по этому поводу из Москвы сюда приехали представители московского армянского бизнес-клуба.

– Что касается экономического взаимодействия – в каких отраслях сотрудничают Петербург и Ереван?

– В первую очередь, это продукция агропромышленного комплекса. Задействованы наукоемкие и производственные отрасли. В Ереван, например, из Петербурга поставляется оборудование для атомных станций и электроэнергетики. Наше экономическое сотрудничество осложняется тем, что у Армении с Россией нет общих границ. Поэтому первоочередная задача – разыскать новые логистические пути, по которым будут идти поставки. Сейчас активно обсуждается идея развивать наши экономические взаимосвязи через паромные переправы из грузинского морского порта Поти сразу в Новороссийск. Все ожидания армянской стороны связаны с открытием железной дороги через Абхазию. Владимир Путин неоднократно заявлял, что поддерживает этот проект – остается согласие Грузии. Сейчас ведутся переговоры. Новое грузинское правительство готово рассматривать эти проблемы. Если через Абхазию будет открыта железная дорога, конечно же, связь Армения – Россия упростится, грузы станут дешевле и в конце концов, армянская продукция будет более доступной для петербургских потребителей.

 – Какими организациями представлена армянская община в Петербурге?

– Армянской Апостольской церковью, старостой которой я также являюсь, Санкт-Петербургской армянской национально-культурной автономией, генеральным консульством Республики Армения в Петербурге, представительством парламента Армении в МПА СНГ, представительством мэрии Еревана и представительством компании «Армавиа».

– Какова численность армянской диаспоры в Петербурге?

– В Петербурге и Ленобласти – около 100 тыс. человек, по неофициальным данным. Какого-то большого потока армян, прибывающих в Петербург, нет. Радует то, что сюда больше стали ехать за образованием, и в целом между высшими школами Петербурга и Еревана установились очень хорошие отношения. Многие петербургские вузы открыли свои представительства в Ереване. Более 100 офицеров и курсантов армянской армии обучаются в российских военных вузах.

– Миграционные процессы с каждым годом усиливаются. Это связано как с трудовой миграцией, так и общими процессами глобализации. На ваш взгляд, насколько Петербург сегодня толерантный город?

– Петербург всегда был интеллигентным городом. К слову «толерантность», я, если честно, отношусь неоднозначно, потому что оно происходит от глагола «терпеть». Мне более близка советская концепция дружбы народов. Тем не менее термин «толерантность» – международный, он принят, по-этому будем использовать его.

В Петербурге, на мой взгляд, проводится достаточно успешная политика в сфере формирования толерантных межэтнических отношений. Об этом можно судить по таким вещам, как например, возможность обучения детей в 259-й городской гимназии с армянским этнокомпонентом. Это такая полиэтническая база, уникальная в городе, где учатся дети девяти национальностей.

Что касается миграционной политики, она в меньшей мере касается армян, потому что такого потока в Петербург, как в случае с другими этническими группами, просто нет.

Вообще, на мой взгляд, у толерантности, как у любого другого процесса, должны быть границы. Я считаю, въезд в Россию должен быть осложнен. Страна должна принимать такое количество мигрантов, в котором нуждается. Поток мигрантов должен контролироваться, это задача государства.

– Основной акцент в воспитании толерантности сегодня делается на образование. Насколько, на ваш взгляд, это эффективно?

– Безусловно, эффективно. Образование, конечно, на первом месте, но нужен и спорт, и юмор. Мы, например, создали здесь армянскую футбольную лигу, в которой каждый год играют 14 команд на приз председателя общины. Молодежь знакомится на мероприятии, дружит. В этом году создали армянский клуб КВН. И предложили сделать футбольную лигу и КВН межобщинными. Для этого не надо ничего серьезного – просто дать возможность в каком-нибудь городском ДК проводить эти мероприятия. Нужны различные программы взаимопознавания. Прошло 23 года после развала Советского Союза, и сейчас совершенно очевидно, что в этом беспокойном мире мы никому не нужны, кроме друг друга. Поэтому мы должны вернуться к своей дружбе. Мы должны интегрироваться политически, экономически и культурно. Не все, конечно, межэтнические сложности исчезнут – до конца они не урегулированы нигде в мире. Но у народов Советского Союза был уникальный опыт общения. Мое личное мнение, что мы должны не просто прибегать к таким европейским терминам, как «толерантность», а все-таки поразмышлять над своей собственной историей, в которой было очень много хорошего между людьми и народами.

– Какие межэтнические сложности можно вынести «на повестку дня»?

– Их очень много. Есть и экономические, и исторические, и религиозные. Когда не все живут хорошо, неизбежно возникают конфликты интересов. При всеобщем достатке межнациональные вопросы и конфликты не выходили бы на передний план. Они все равно присутствовали бы, но не было бы такого напряжения, как сейчас. Кроме того, есть исторические предпосылки – извечная борьба между людьми и народами, не имеющая конца и края... Нерешенные проблемы прошлых веков во многом присутствуют и сегодня. Полностью эти проблемы нигде не решены, даже в цивилизованной Европе. Взять для примера хотя бы Ирландию и Британию.

– Как в этой ситуации выстраивать диалог разных конфессий?

– Армяне – народ православный, поэтому в России, в частности, в Петербурге, мы себя чужими не чувствуем. Мы в своей родной культуре. Что касается других конфессий, в России представлены три основные религиозные традиции – христианство, ислам, иудаизм. Все они имеют общую основу – Библию. Все они говорят об одном Боге, как бы по-разному его ни называли. Поэтому мы должны понимать, что в самом главном мы едины – мы проповедуем единобожие. Есть замечательная формула Блаженного Августина: «Единство – в главном, свобода – во второстепенном, любовь – во всем».

Санкт-Петербург

Материал опубликован в рамках государственного контракта по программе «Толерантность»