Споры вокруг порта

Русский бизнес
Москва, 02.09.2013
«Эксперт Северо-Запад» №35 (632)
Намерение ОАО «Петролеспорт» намыть территории для расширения мощностей обернулось конфликтом с экологами и городской общественностью

Фото: архив «Эксперт С-З»

В основе противостояния - несогласованность планов федеральных и региональных властей и отсутствие у городского правительства внятной градостроительной и транспортной политики.

О проекте горожане активно заговорили на днях. Предполагается, что через год в акватории Большого порта Санкт-Петербург начнется модернизация производственных мощностей "Петролеспорта", одного из крупнейших контейнерных операторов Северо-Запада. Запланирована реконструкция причалов, увеличение причальной стенки, строительство очистных сооружений. Однако проект затронет не только технологические сооружения, предполагается существенное вмешательство в природную среду: намыв 15 га, дноуглубление, снос острова Кривая дамба, мешающего развороту судов.

Несмотря на то, что широкая общественность была не в курсе деталей проекта, он включен в федеральную инвестиционную программу. Партнером "Петролеспорта" выступает ФГУ "Росморпорт", которое обеспечит седьмую часть инвестиций (то есть около 4,2 млрд рублей из 30 млрд). Реконструкция мощностей позволит "Петролеспорту" более чем в два раза нарастить грузооборот, причем за счет "чистых" и высокодоходных грузов - контейнерных, рефрижераторных, накатных.

Однако с точки зрения влияния на жизнь города проект пока выглядит сомнительно. Поэтому не исключено, что протест общественных организаций будет нарастать. Экологи говорят не только о возможных тяжелых последствиях дноуглубления, но и о замалчивании результатов экологических экспертиз. По словам юриста экологического центра "Беллона" Артема Алексеева, их организация запросила у ФГУ "Балттехмордирекция" независимую экспертизу грунтов в порту. Но получить официальные результаты им не удалось, дирекция сообщила только предварительную информацию: грунты сильно, на уровне 3-4 класса, загрязнены углеводородами и представляют собой желеобразную токсичную массу. Уже только извлечение их приведет к загрязнению Финского залива, а возможность транспортировки и захоронения вообще под вопросом. Единственный полигон для таких отходов - Красный Бор. Но с одной стороны, его резервы ограничены, с другой - сложно представить, как десятки барж повезут вверх по Неве ядовитое месиво без последствий для экологии района и судоходного графика. Вариант с захоронением грунтов на подводном отвале у Толбухина маяка - именно его "Петролеспорт" рассматривает как основной - чреват экологическим ущербом с трансграничным эффектом.

По словам директора Центра экспертиз "Эком" Александра Карпова, информацию об экологических последствиях проектов вообще принято тщательно скрывать от общества, и российское законодательство это позволяет. "Результаты госэкспертизы никогда не публикуются, - уверяет эксперт. - Результаты общественной экологической экспертизы бывают доступны в течение краткого периода общественных слушаний. К тому же распространена практика, когда общественная экспертиза проводится "под заказ" и результаты ее заведомо необъективны".

Большой порт Санкт-Петербург с обновленными мощностями отсутствует в Генеральном плане города. Также расширение порта идет вразрез со Стратегией развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, где говорится, что морские терминалы в исторически сложившихся районах Большого порта "не имеют территориальных резервов для развития" и что после 2015 года основное увеличение грузооборота порта будет достигнуто посредством развития аванпортов в районе станции Бронка, в Ломоносове и Кронштадте. Более того, существует концепция этих аванпортов.

Федеральный проект "Петролеспорта" явно противоречит и намерениям городских властей постепенно вывести из города производства и тяжелый автотранспорт. Другое дело, что эти намерения время от времени декларируются, но не оформлены в четкую концепцию развития Петербурга как транспортного узла. Упомянутая стратегия датируется 2007 годом, концепция аванпортов - 2009-м, и за их разработку и исполнение отвечал городской комитет по транспортно-транзитной политике, упраздненный в конце прошлого года. Сейчас сферу транспортных объектов в разной степени курируют комитет по развитию инфраструктуры и АНО "Дирекция по транспортному развитию Петербурга и Ленобласти", однако там заявили, что проект "Петролеспорта" вне их компетенции.

Не исключено, что в случае реализации проекта город столкнется с экологическими проблемами и транспортным коллапсом, а если проект придется корректировать или сворачивать, "Петролеспорту" придется считать убытки.        

Санкт-Петербург

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №35 (632) 2 сентября 2013
    Реформа РАН
    Содержание:
    Научный отжим

    У академического сообщества Петербурга и Ленобласти есть шанс реализовать свой сценарий развития реформы. Удар в виде законопроекта, лишающего академию наук самостоятельности, заставил петербургских ученых критически оценить свою работу и подтолкнул к публичному обсуждению проблем

    Реклама