Путешествия в сельскую новь

Тема недели
Москва, 07.10.2013
«Эксперт Северо-Запад» №40 (637)
В Псковской области постепенно получает распространение сельский туризм, благо в аграрном регионе есть что предложить гостям помимо многочисленных памятников истории и культуры. Впрочем, эксперты указывают, что это сложный бизнес с невысокой доходностью

Власти Псковской области регулярно заявляют о необходимости делать ставку на туризм как одну из потенциальных точек роста региона. Все основания для этого есть: область, пытающаяся продвигать свой турпродукт под лозунгом «Россия начинается здесь», чрезвычайно богата памятниками истории и культуры, начиная с древних храмов и крепостей и заканчивая дворянскими усадьбами.

Традиционный культурно-познавательный туризм пользуется все меньшим спросом. Зато все больше людей хотят отдыхать на природе: отсутствие крупных производств, многочисленные леса, болота, озера и реки – все это делает Псковскую область отличным местом для экотуризма.

В результате в последнее время в отрасли явственно ощущается смещение акцентов. И поставщики туристических услуг, и их продавцы понимают: насладиться архитектурными красотами и древностями туристу достаточно один раз, а вот отдыхать в комфортных условиях он готов регулярно.

«Затеи сельской остроты»

Экологический туризм (он же сельский, он же аграрный) развивается в Псковской области довольно активно. Во многом это связано с заразительным примером ближайших соседей. В Эстонии и Латвии (а до границы с Евросоюзом от Пскова всего 30 км), также небогатых природными ресурсами и промышленными центрами, сельский туризм стал спасением для многих муниципалитетов.

Хутора-музеи с немудреными экспозициями и спартанскими условиями отдыха пользуются неизменным спросом у туристов, создавая рабочие места и принося налоги в местные бюджеты.

По данным областного Комитета по культуре, в Псковской области более 30 объектов сельского туризма. По словам сотрудницы отдела туризма Комитета по культуре Ольги Банниковой, в основном это небольшие гостевые дома с сопутствующей инфраструктурой. Помимо койко-места, вдобавок к традиционным бане, шашлыкам и рыбалке гости кое-где получают возможность понаблюдать за сельскохозяйственными работами, а то и поучаствовать в них.

Впрочем, некоторые объекты сельского туризма на Псковщине могут похвастаться собственными музеями крестьянского быта. Есть и более оригинальные проекты. К примеру, в гостевом доме «Домик в деревне» представлена коллекция ретро-автомобилей, велосипедов и мотоциклов.

Ну и конечно же, качество турпродукта зависит от фантазии его создателей. Так, экскурсионная программа музея пчеловодства «Медовый хуторок», как сообщается на его сайте, включает «оригинальную викторину для всех категорий туристов, чтение стихов по случаю и исполнение боевого гимна наших древних пращуров – племени кривичей». Устоять, как говорится, сложно.

Что посеешь, то и пожнешь

Региональные власти по мере возможности пытаются способствовать продвижению сельского туризма: с одной стороны – предоставляя местным жителям возможность заработать, с другой – предлагая диверсифицированный турпродукт гостям региона.

Ежегодно в Псковской области проходит конкурс «ЭкоОтдых», победитель которого получает возможность быть представленным в туристических буклетах региона. В этом году псковичи были представлены на международном форуме «Сельский туризм в России» в Белгороде.

Впрочем, сами владельцы объектов сельского туризма рассчитывают в большей степени не на выставки, а на «вирусное» продвижение через интернет. Глава музея «Медовый хуторок» Леонид Глазов уверен, что турфирмы, включая в свои экскурсии посещение подобных объектов, и сами могут получить «даровой пиар»: «Публикации фото, постов, статей в фото- и просто блогах, соцсетях и т.д.».

Директор псковской исследовательской организации «Институт регионального развития» Сергей Дамберг считает, что сельский туризм в регионе пока что развит слабо. По его словам, «это очень сложный бизнес, а доходность в нем невысока». К тому же трудно обеспечить единый стандарт качества на разномастных объектах.

«Это все-таки вспомогательная отрасль», – отмечает он. По мнению Сергея Дамберга, сельский туробъект может быть дополнительным сервисом, выступающим в качестве приложения к какому-то другому аграрному бизнесу, например рыбному хозяйству.

Впрочем, считает эксперт, перспективы у сельского туризма на Псковщине, безусловно, есть. Похоже, такого же мнения придерживаются и местные предприниматели, открывающие в разных районах области гостевые дома.

Псков

Статистика

Согласно результатам мониторинга туристических потоков, проведенного псковским Институтом регионального развития, расходы большинства приезжающих в регион туристов оказываются значительно ниже запланированных. Почти каждый третий (28% респондентов) готов был потратить в ходе поездки (не включая расходы на путевку и проживание) свыше 10 тыс. рублей, еще примерно треть опрошенных – 6-10 тыс. Однако фактические расходы среднестатистического туриста оказываются гораздо скромнее – 2 тыс. 871 рубль на человека.

Из числа туристов, приехавших в Псковскую область по делам или на отдых, лишь 28,8% размещаются в гостиницах; 59,4% опрошенных заявили, что пока нигде не остановились и не планируют, – вероятно, это туристы одного дня; 7,5% респондентов живут у родственников, 1,9 – в монастыре, 0,8 – на своих дачах, 0,7 – на съемных квартирах, по 0,4% – в палатках или в воинских частях.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №40 (637) 7 октября 2013
    Внутренний туризм
    Содержание:
    Доморощенный туризм

    На Северо-Западе набирает обороты въездной туризм, причем при активной поддержке местных администраций: если регионам и не удастся существенно пополнить свои бюджеты, то по крайней мере будет обеспечена занятость населения

    Реклама