Эстония – нефтяная держава

Международный бизнес
Москва, 24.03.2014
«Эксперт Северо-Запад» №13-14 (661)
Северо-восток Эстонии все чаще привлекает внимание российских инвесторов, которые намерены занять прочное место в промышленно-транспортно-логистической цепочке «Евросоюз – ЕврАзЭС»

При этом отчетливо проявляются признаки острой конкуренции. В начале февраля владельцы зарегистрированной в Эстонии фирмы Jukonoil OU со смешанным российско-эстонским капиталом объявили о намерении построить в Силламяэ нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) мощностью до 2 млн тонн готовых нефтепродуктов в год. Для этой цели предполагается использовать нефть марки «Арабская легкая», которую будут доставлять в Силламяэ танкерами, вывозить готовую продукцию предполагается как морским, так и сухопутным транспортом, железнодорожным и автомобильным. В планах инвесторов – выпуск авиационного керосина, бензина и дизельного топлива по европейским стандартам. Потребители указаны в протоколе о намерениях: предприятия Эстонии, Европы и России. На днях с владельцем здешнего порта – акционерным обществом SilPort AS – подписано первое соглашение, согласно которому для будущего НПЗ отводится территория площадью 60 га в принадлежащей порту зоне свободной торговли.

Примечательно, что заявка Jukonoil в большинстве пунктов копирует аналогичный документ, возникший шестью месяцами раньше, – от фирмы STK Grupp, которая тоже собирается строить нефтеперерабатывающий завод примерно такой же мощности. Правда, владельцы этой компании предполагают вложить в строительство 75-80 млн евро в течение первого года, не указывая размеры последующих инвестиций, тогда как член правления Jukonoil Юрий Чалей оценил общую сумму капиталовложений более чем в 1 млрд евро.

Оба потенциальных инвестора обязуются развивать не только производство, но и социальную инфраструктуру – объекты торгового и спортивно-развлекательного назначения, жилые здания и другие сооружения, необходимые для нормального функционирования города. Реализация каждого из проектов, по предварительным расчетам, займет полтора-два года.

Сейчас обе заявки проходят проверку на предмет оценки влияния на окружающую среду (ОВОС). При этом представитель Jukonoil указывает, что в проектировании и выборе технологического решения участвует финская компания Poyry, которая хорошо известна в Эстонии своим сотрудничеством с компанией Eesti Energia.

По оценке городского чиновника, который просил не называть его фамилию, тем самым Jukonoil «на полкорпуса обходит конкурента». Дело в том, что прошлой осенью при обсуждении программы ОВОС в мэрии Силламяэ один из совладельцев STK Grupp Галей Набиулин, отвечая на просьбу представителя экологической службы Владимира Миротворцева назвать примеры работающих по данной технологии НПЗ, признал, что пока аналогов в мире нет. Правда, добавил он, в Тюменской области построен подобный завод – Кондинский НПЗ, но он недавно обанкротился.

Таким образом, район Ида-Вирумаа (административное название приграничной территории, на которой расположен город Силламяэ) становится крупным центром по производству углеводородов. Здесь, в 15 км от Силламяэ, уже действуют два крупных завода по изготовлению сланцевого масла и производных от него, в том числе дизельного топлива. Мощности обоих предприятий будут расширяться.

Известный эксперт в области топливно-транспортных схем Райво Варе выразил сомнение в целесообразности строительства в этом регионе предприятий нефтепереработки с такими мощностями. На его взгляд, 2 млн тонн готовой продукции – это потребность одной только Эстонии, и на долю экспорта в таком случае уже ничего не останется. Тем более что почти под боком – в литовском Мажейкяе – уже несколько лет действует НПЗ мощностью 12 млн тонн в год. При этом эксперт не исключает, что интересы инвесторов могут не ограничиваться одним лишь строительством завода. Не менее привлекательны имеющиеся здесь возможности для развития производства и его диверсификации. Особенно если учесть, что в Эстонии действует нулевая ставка налогообложения на реинвестируемую прибыль.

Что же касается разницы в планируемых суммах инвестиций, то она может служить индикатором серьезности намерений.

В частности, миллиардные вложения, по мнению аналитика, являются достаточно убедительным аргументом, что в планы инвесторов входит изготовление авиамоторного топлива, для которого требуется дорогостоящее оборудование.

Другой эксперт, советник председателя правления фирмы Tammeauto OU (Ида-Вирумаа) Николай Куташов, химик по профессии, также сомневается, что строительство НПЗ указанной мощности в Силламяэ имеет практический смысл. В то же время он обращает внимание, насколько неудачно выбрана строительная площадка для будущего завода – буквально в 50 м от терминала с жидким аммиаком, что абсолютно недопус-тимо с точки зрения пожарной безопасности. «При тех специалистах и технологиях, которые мы имеем, и при имеющемся опыте строительства НПЗ возникновение пожаров неизбежно, а пожар рядом с терминалом аммиака – это гарантированная техногенная катастрофа регионального масштаба», – считает эксперт.

Факты

После того, как литовский Сейм осудил действия России на Украине, Россия приняла ответные меры. Пока заблокировала работу Клайпедского порта. При такой активности членов ЕС порт в Силламяэ может стать важной нефтеперевалочной базой на Балтике

Справка

Владельцами STK Grupp кроме Галея Набиулина (Башкирия) являются россияне Анзор Пруидзе и Павел Старченко (оба – из Краснодарского края).

Собственниками Jukonoil являются житель Эстонии Юрий Чалей и гражданин России Алексей Скиданов.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №13-14 (661) 24 марта 2014
    Сельскохозяйственное производство
    Содержание:
    Куда пошла есть земля русская?

    В 2013 году в рамках реализации региональных программ развития сельского хозяйства бюджеты субъектов СЗФО выделяли немалые средства. По ряду направлений заметны результаты. Однако угроза кризиса в агропроме нарастает из-за высокой закредитованности отрасли и низких темпов ее модернизации

    Реклама