«Деофшоризация» повысит экономический потенциал России

Логика «офшоризации» хорошо выражается русской пословицей «подальше положишь, поближе возьмешь» – или английской: «Safe bind, safe find»

 019.jpg Фото: Архив «Эксперт С-З»
Фото: Архив «Эксперт С-З»
«Деофшоризация» российской экономики набирала обороты постепенно. Еще в начале 2007 года Министерство финансов РФ в документе под названием «Основные направления налоговой политики на 2008- 2010 годы», одобренного правительством РФ, предусматривало внесение изменений в налоговое законодательство по таким направлениям, как регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) и определения налогового резидентства юридических лиц.

Первые заявления на тему «деофшоризации» на высшем политическом уровне были сделаны в конце 2011 года и также стали частью Послания президента РФ Федеральному Собранию в 2012 году. Офшорный характер экономики был обозначен как реальная преграда для формирования нормального делового климата в стране, снижающая уровень доверия к экономике и ответственности бизнеса перед страной*. В апреле 2013 года Госдума РФ приняла пакет законов, запрещающий госслужащим, парламентариям, топ-менеджерам госкорпораций и Центробанка (а также их супругам и несовершеннолетним детям) иметь счета и активы за рубежом.

В декабре 2013 года в Послании Федеральному Собранию президент уточнил: «Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет. Компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, нельзя будет пользоваться мерами государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. Им, этим компаниям, также должен быть закрыт доступ к исполнению государственных контрактов и контрактов структур с госучастием».

Таким образом, фокус «деофшоризационной» кампании был обозначен, и Министерство финансов приступило к разработке давно планировавшихся изменений в налоговое законодательство, в части правил о КИК, налоговом резидентстве юридических лиц и фактическом праве на доход для целей применения налоговых соглашений.

После многочисленных обсуждений законопроект Минфина был внесен в октябре 2014 года в Госдуму рядом ее депутатов и принят без каких-либо существенных правок в кратчайшие сроки, чтобы быть подписанным президентом до декабря и вступить в силу с 2015 года**. Итак, налоговое законодательство сегодня стало основным инструментом «деофшоризации».

Также следует отметить, что в сентябре 2014 года ряд членов Совета Федерации внесли три законопроекта, направленных на противодействие использованию офшоров. Два законопроекта, уже принятые в первом чтении, предусматривают внесение изменений в Уголовный кодекс РФ, ужесточая ответственность за уклонение от уплаты налогов, совершенное с сокрытием или искажением информации в отношении КИК, вводят запрет на участие в государственных закупках компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях из черного списка Минфина, финансирование иностранных компаний ВЭБом и вводят обязательство по раскрытию информации о контролирующих лицах – резидентах РФ при регистрации российских компаний***.  Впрочем, законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ» был раскритикован правительством и в ноябре отозван для доработки.

Закон вводит обязательства для российских налоговых резидентов по раскрытию участия в иностранных структурах и уплаты налога с их нераспределенной прибыли. Поскольку в большинстве случаев иностранные структуры россиян находятся под контролем физлиц, а не компаний, то Закон, не меняя правил налогового резидентства физлиц в России, по сути, дает им возможность сделать осознанный выбор, проводить более 183 дней в году в России и подпадать под действие новых правил  или нет. Также возможен отказ от владения и контроля над иностранной частью структуры в пользу нерезидента с сохранением контроля над российскими компаниями. Для тех, кто решит остаться и продолжать контролировать иностранные структуры, Закон предписывает полное раскрытие информации о них с уплатой налога с нераспределенной зарубежной прибыли.

Закон позволяет российским бенефициарам сочетать владение задекларированными офшорами с налоговой оптимизацией, например, при смене офшорами резидентства на российское или при использовании «сквозного» метода при применении международных налоговых соглашений. Также возможен безналоговый перевод иностранных активов в российскую компанию. Закон содержит ряд «жестких» моментов, и ожидается, что Минфин весной внесет ряд поправок для их корректировки.

Существенные негативные последствия Закон может иметь для иностранных корпоративных структур, которые, не имея фактического присутствия за рубежом, используются для вывода прибыли российских компаний в виде процентов и роялти. Против них могут быть использованы либо правила налогового резидентства, либо отказ в применении льгот по международным соглашениям.

В первые годы действия Закона его нормы будут применяться в зависимости от эффективности информационного взаимодействия российских и иностранных налоговых органов. Пока оно осуществляется «в ручном режиме» (по запросу), но ожидается, что в 2017-2018 годах заработает автоматический обмен информацией, собираемой финансовыми институтами стран-участников Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, что может существенно облегчить администрирование новых правил.

Главный эффект, на который рассчитывает власть, это смена ценностных ориентиров в рамках «национализации элит». Хочется надеяться, что «налоговая амнистия» этому не помешает.

*Выступление В.В. Путина 21 декабря 2011 года на съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

**Федеральный закон от 24 ноября 2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций) – далее Закон.

***Законопроекты «О внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ» № 599584-6 и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 599495-6

У партнеров

    Реклама