«Мы взяли курс на диверсификацию экономики»

Константин Куркин
16 февраля 2015, 00:00

Игорь Кошин: «В ближайшие годы мы ставим для себя задачу – путем развития производства в регионе закрыть 20% товарного рынка собственными товарами»

Фото: Архив «Эксперт С-З»

Губернатор Ненецкого автономного округа уверен, что средневзвешенный сценарий социально-экономического развития во вверенном ему субъекте федерации не сбудется. Он рассчитывает на оптимистичный вариант. К тому есть определенные предпосылки: это и долгосрочный контракт с «Роснефтью» (а также с другими крупнейшими добывающими компаниями), и хорошие прогнозы по налоговым поступлениям в бюджет. Однако многое зависит от того, удастся ли региону «соскочить с нефтяной иглы». Так, в программе диверсификации местной экономики заявлены меры по «повышению производства сельхозпредприятий». Кроме того, намечено перейти «от строительства жилья к приобретению готовых новостроек», что на деле означает полное переформатирование строительного рынка.

– Что вам удалось, а что не удалось сделать за прошлый год?

– К событиям, которые можно назвать ключевыми, я бы отнес сразу несколько моментов. Это, безусловно, указ президента Российской Федерации, подписанный В.В. Путиным в мае 2014 года, «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», на которых будут реализовываться федеральные целевые программы и проекты в рамках Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года. Ненецкий автономный округ – часть российской Арктики. И весьма значимая часть, учитывая ее стратегические энергозапасы для страны. Доступ ко всем этим ресурсам должна обеспечить в перспективе развитая территориальная инфраструктура. Над этим мы сегодня работаем. Речь идет о развитии производственной, транспортной, портовой и авиа инфраструктур.

Второе значимое для региона событие – это подписание в июне прошлого года договора между Ненецким автономным округом и Архангельской областью о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти наших двух субъектов. Согласно этому документу, все государственные полномочия с 1 января 2015 года вернулись на исполнение органам власти НАО вместе с зачислением в доход окружного бюджета налоговых поступлений. Договором установлена четкая и понятная система взаимоотношений, что дает нам независимость в принятии решений и возможность долгосрочного планирования на семь лет.

Принципиальным вопросом для реализации задач, стоящих перед органами государственной власти НАО, стало принятие в сентябре окружного закона № 95 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти НАО». Кстати, принятие этого закона как раз и дает ответ на ваш вопрос о том, чего сделать в прошедшем году не удалось: не удалось построить больше квартир для жителей региона, не удалось провести мероприятия по улучшению качества дорог. Реализация намеченных планов, в частности, в сфере строительства и ЖКХ, наткнулись на неисполнение муниципальных контрактов. Поднимая ряд полномочий с муниципального на более высокий, региональный, уровень, мы намерены уйти от излишнего бюрократизма в системе управления, повысить эффективность бюджетных расходов, сократить сроки принятия и исполнения решений. Такое решение было принято после выявления и анализа системных ошибок в регионе, в частности, в строительной отрасли и жилищно-коммунальном хозяйстве, в социальной сфере и дорожной деятельности.

Финалом совместной деятельности всех органов власти региона стало своевременное принятие закона об окружном бюджете на 2015 год и последующие периоды. Этот документ и стал основой дальнейшего развития региона на ближайшую перспективу.

– Как будет исполняться бюджет в условиях упавших цен на нефть и за счет чего планируется его компенсировать?  

– Время сегодня непростое, экономическая ситуация в стране, как сейчас говорят, кризисная, но далеко, на мой взгляд, не критическая. Формируя как доходную, так и расходную базы бюджета Ненецкого автономного округа на 2015 год, мы, естественно, оценивали ситуацию на финансовых рынках, тем более что половина доходной части бюджета региона связана напрямую с двумя показателями: цены на нефть и курса доллара по отношению к рублю. А именно эти две составляющие ведут себя на рынке крайне нестабильно.

В так называемую зону риска в нынешней ситуации попадает налог на прибыль, доля которого в доходах регионального бюджета составляет порядка 30%. Но это не повод для паники, во-первых, потому что мы уверены в надежности партнеров округа среди нефтедобывающих компаний. Во-вторых, у нас довольно хорошие прогнозы по поступлению налога на имущество, который имеет наибольший удельный вес в доходной части бюджета – более 50%. Кроме того, надо учитывать, что даже при существующем бюджетном дефиците 19% у нас есть определенные преимущества. Это отсутствие у региона государственного долга, что в случае необходимости даст нам возможность абсолютно спокойно рассчитывать на привлечение кредитных средств.

– Какие сценарии на сегодняшний день заложены в бюджет региона?

– В сложившейся экономической ситуации мы, безусловно, осознаем собственную ответственность за минимизацию неблагоприятных экономических тенденций конкретно в нашем регионе и имеем  совершенно четкое понимание, в каком направлении двигаться. Как уже было сказано, одна вторая доходной части окружного бюджета напрямую связана с двумя показателями: цены на нефть и курса рубля по отношению к доллару. Поскольку рынок диктует нам новые условия, то мы готовы к различным сценариям и в случае необходимости внесем соответствующие коррективы в бюджет региона. И хотя в настоящее время серьезных предпосылок для секвестирования окружной казны нет, тем не менее, с учетом предъявления жестких требований к бюджетным расходам со стороны главы государства – это бережливость, максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации, – мы намерены изменить подходы к бюджетному расходованию.

Речь идет, в частности, о строительной сфере. Учитывая негативный опыт последних лет, когда неосвоение бюджетных средств выливается в снижение темпов строительства, в замораживание объектов как жилищной, так и социальной инфраструктуры, совместно с региональным парламентом мы приняли решение полностью переформатировать подход к строительной отрасли региона.

В частности, принято решение перейти от строительства жилья к приобретению готовых новостроек. Тем самым мы минимизируем риск появления на рынке недобросовестных подрядчиков и внедрим на деле механизмы государственно-частного партнерства.

В целом, что касается возможного дальнейшего негативного экономического сценария, на этот случай в регионе, наряду с оптимистичным, разработан и средневзвешенный прогноз социально-экономического развития. Но сегодня наша задача состоит в том, чтобы при реализации всех запланированных мероприятий второй вариант прогноза нам не потребовался.

– Вовлечены ли представители бизнеса в разработку антикризисных программ?

Как раз кредитные организации являются сегодня частью совместных планов взаимодействия власти и бизнеса по выработке антикризисных мер. В настоящее время ведется работа по отработке такого механизма трехстороннего сотрудничества, как «власть – бизнес – банковская сфера»: в тесном сотрудничестве мы разрабатываем меры, которые позволят нам развивать производство и, как следствие, создавать новые рабочие места. Если говорить о крупном бизнесе, а в Ненецком автономном округе это нефтедобывающие компании, то здесь нами уже заключены соглашения о социально-экономическом развитии региона с основными недропользователями. Кроме того, еще в мае прошлого года в рамках работы Международного экономического форума в Санкт-Петербурге было подписано соглашение между Ненецким автономным округом и крупнейшей нефтяной компанией «Роснефть». Соглашение предусматривает развитие сотрудничества по ряду самых серьезных инфраструктурных проектов, включая производство и транспортировку сжиженного природного газа, развитие дорожной, портовой и авиаструктуры в Арктическом регионе, расширение инвестиционной деятельности на территории НАО, создание и развитие обеспечивающих региональных служб и подразделений для поддержки арктических проектов. Этот документ дает Ненецкому автономному округу совершенно иной качественный рывок в развитии, и в первую очередь в инфраструктурном развитии.

– С какими еще нефтегазовыми компаниями сотрудничает регион?

– Для Ненецкого автономного округа основные объемы капитальных вложений напрямую связаны с разработкой нефтегазовых месторождений. Серьезные перспективы ожидаются в ближайшие годы от работы совместного предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО АНК «Башнефть» – нефтяной компании «ВОСТОК НАО». Пятилетняя программа геологоразведочных работ этой компании на территории округа оценивается в сумму почти 5 млрд рублей. Надо сказать, что решение об объединении ресурсов двух нефтяных гигантов – «Лукойла» и «Башнефти» – уже приносит свои плоды в Тимано-Печоре: речь идет еще об одном их совместном проекте – ООО «Башнефть-Полюс», которое владеет лицензией на разработку месторождений имени Требса и Титова. Создание соответствующей инфраструктуры и начало добычи были осуществлены на этих промыслах за 2,5 года (2011-2013) – беспрецедентный для подобных проектов срок. Буквально на днях в рамках встречи с руководством ООО «Нефтяная компания «ВОСТОК НАО» мы получили подтверждение, что никаких изменений в сторону уменьшения инвестиционной деятельности предприятия не предусмотрено, что позволило нам договориться о подписании в ближайшее время нового соглашения о сотрудничестве. Это касается и других недропользователей, ведущих деятельность на территории НАО.

Знаковым событием для нашего региона, позволяющим с уверенностью смотреть в будущее, стало подписание в рамках работы Петербургского международного экономического форума соглашения о взаимодействии в социально-экономическом и инфраструктурном развитии региона с ОАО «Нефтяная компания «Роснефть».

Все соглашения о взаимодействии с недропользователями являются дополнительным импульсом развития для субъекта, экономика которого базируется на нефтегазовой отрасли. Сегодня у нас есть четкое понимание того, что регион не должен жить исключительно на налоги от добычи природных ресурсов, нам необходима принципиально новая инфраструктура и транспортная логистика, которая позволит региону развиваться долгие годы.

– В каких отраслях вы видите возможности для диверсификации экономики?

– В рамках ежегодного послания Федеральному Собранию РФ и итоговой пресс-конференции президент России В.В. Путин представил четкое понимание путей выхода из сложившейся экономической ситуации. Для регионов они, собственно, и являются направлением, по которому следует двигаться вперед. Безусловно, мы берем сегодня курс на диверсификацию региональной экономики. Ненецкий округ долгое время жил, можно сказать, на «нефтяной игле», за последние годы произошла серьезная стагнация в сельском хозяйстве, как в традиционном для региона оленеводстве, так и в животноводческой отрасли, в области рыбодобычи, растениеводства.

В этой связи мы уже в середине прошлого года начали работу по повышению производства наших сельхозпредприятий. Регион тратил на поддержку окружных предприятий огромные средства, но это не всегда способствовало увеличению производства, а также сдерживанию цен на продукцию предприятий. Мы приняли решение изменить саму суть механизма поддержки сельхозтоваропроизводителей. Положительным примером является новая система субсидирования на производство молочной продукции, которая начала работать с июля. Теперь, если региональный производитель соглашается на фиксацию цен, ему предоставляется повышенная субсидия как на произведенную продукцию, так и на реализованную.

Результат не заставил себя долго ждать, уже через полгода нововведений зафиксирован прирост производства продукции молочного животноводства на 3,5%. Цифра, конечно, не фееричная, но эти показатели дают нам понимание того, что решение было принято верное. В ближайшие годы мы ставим для себя задачу – путем развития производства в регионе закрыть 20% товарного рынка собственными товарами. Речь идет как о развитии уже существующих отраслей – оленеводства, животноводства, добычи водных биоресурсов, так и о создании нового производства: по разведению домашней птицы, выращиванию овощных культур, производству на территории региона отдельных видов строительных материалов. Эти мероприятия мы намерены осуществлять в рамках уже обозначенного государственно-частного партнерства. С учетом реализации поставленных задач к 2020 году мы планируем создать в регионе порядка 1,5 тыс. новых рабочих мест как в городской, так и в сельской местности. Мы не говорим сегодня о резком повышении уровня безработицы, а работаем над тем, чтобы его избежать.

– На какие целевые показатели вы будете ориентироваться в 2015 году?

Основные задачи определены на уровне государства – это обеспечение в полном объеме и в установленные сроки исполнения майских указов президента России, направленных на обеспечение государственной политики в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, повышение качества услуг ЖКХ, обеспечение населения комфортным жильем, реализацию демографической политики. Достижение целевых показателей и будет основой эффективности нашей работы, которая направлена в целом на повышение качества жизни людей в регионе.