Здоровье не купишь, пока не вырастишь и не продашь

На выращивании и переработке малоизвестного, но чрезвычайно полезного топинамбура фермеру из Ленинградской области удалось построить успешный бизнес – с ориентацией на оздоровление потребителей

Фото: Архив «Эксперт С-З»
Развитие топинамбура в России признано важным на государственном уровне, в 2013 году была утверждена государственная программа «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2013-2016 годы»

«Мне всегда хотелось заняться чем-то полезным для людей. Поэтому, услышав предложение выращивать топинамбур, удивилась – считала земляную грушу вредным сорняком, с которым приходится бороться в огороде. Но сейчас абсолютно уверена в пользе этой сельскохозяйственной культуры», – рассказывает молодой фермер Наталья Анушкевич.

Наталья – единственный фермер на Северо-Западе, который занимается выращиванием и переработкой топинамбура. Имеет высшее экономическое образование, несколько лет проработала в сельхозпредприятии, обучалась на курсах в аграрном университете, является выпускницей Президентской программы. В 2014 году Наталья получила грант правительства Ленинградской области и начала работу. За это время удалось наладить сотрудничество с Агрофизическим НИИ для повышения эффективности посадок, договориться с перерабатывающим предприятием и вместе с ним начать продавать продукцию из топинамбура через крупнейшие торговые сети.

Наталье Анушкевич удалось то, о чем мечтают многие фермеры, – выйти на переработчика своей продукции, чтобы дойти до потребителя. Партнером Натальи стала «Корпорация Ди энд Ди», которая является практически единственным на Северо-Западе производителем и поставщиком продуктов для здорового и диетического питания на основе нескольких видов натуральных растительных компонентов: стевии (натурального подсластителя), амаранта (зерна) и топинамбура. Сейчас совместно с «Корпорацией Ди энд Ди» Наталья Анушкевич производит сироп из топинамбура, хлебцы, сладости, джемы, икру.

Этот пример взаимодействия очень удачно пришелся на растущий на Северо-Западе рынок функционального питания, из российского сегмента ушли западные продавцы и производители, поэтому есть ниша для отечественного производителя.

Сейчас рынок функционального питания динамично развивается, по оценке управляющего маркетинговыми проектами ООО «Корпорация Ди энд Ди» Алексея Насонова, за три года он вырос в три раза, что связано не только с ростом заболеваний, но и с улучшением жизни населения. Да и не имеющие необходимости по противопоказаниям, россияне стали следить за своим здоровьем и снижают калорийность потребляемых продуктов. Продукция без сахара стала в последний год значительно популярней после публикации в марте 2015 года рекомендаций ВОЗ, снизивших физиологические нормы потребления сахара в два раза после подписания Владимиром Путиным Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О сахарном диабете».

«Продажи диетических и диабетических продуктов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области составляют порядка 150-200 млн рублей в месяц. С уверенностью можно сказать, что толчок развитию данного рынка в нашем регионе дала законодательная база, устанавливающая норматив в 5% продажи специализированных продуктов питания, прежде всего диабетической. В связи с чем был дан мощный толчок развитию данного рынка именно в Санкт-Петербурге, и его объем вырос за последнее десятилетие на порядок, – комментирует Алексей Насонов. – Доля от общих продаж сетевой продуктовой розницы этой продукции составляет 1,5-2% в масштабах РФ».

По оценке президента российской диабетической ассоциации (РДА) Михаила Богомолова, СЗФО по объему продаж и производства диабетических продуктов находится на втором месте после ЦФО. Объективно оценить объем продаж затруднительно, но это около 15% от пищевого рынка в целом», – отмечает эксперт. Основной сегмент сбыта – федеральные сети, которые для себя очень серьезно последние шесть месяцев рассматривают и пересматривают диабетический ассортимент. «РДА в последние месяцы получает довольно много запросов от сетевиков о качестве и о рекомендованности разных видов продукции, появляются интернет-магазины диабетической продукции», – отмечает Михаил Богомолов.

Ленинградская область