ЛОМОвой период Довлатова

Культура
Москва, 03.10.2016
«Эксперт Северо-Запад» №40-41 (739)
Продолжая изучать жизнь Довлатова в Петербурге, «Эксперт Северо-Запад» пообщался с его коллегой по журналистскому цеху на заводе ЛОМО, где в 70-х Довлатов работал корреспондентом

В Санкт-Петербурге на этой неделе временно демонтировали памятник Сергею Довлатову, вначале месяца установленный на улице Рубинштейна в честь 75-летнего юбилея писателя. К дому № 23 «обновленный» памятник с дверью и фундаментом вернется примерно через неделю. «Эксперт С-З» не мог обойти стороной этой даты, тем более что в биографии «человека пера и печатной машинки» был период, когда и он работал на промышленном предприятии.

В 1970-е годы Сергей Довлтов сочетал литературу и журналистику, работая в многотиражке ЛОМО «Знамя прогресса» 30-01.jpg ФОТО: архив «эксперт с-з»
В 1970-е годы Сергей Довлтов сочетал литературу и журналистику, работая в многотиражке ЛОМО «Знамя прогресса»
ФОТО: архив «эксперт с-з»

Пьянству – бой!

В Ленинграде на рубеже 60-70 годов успешно продолжала развиваться «отраслевая» журналистика, нацеленная на популяризацию отечественного производства и рабочих профессий. Газета «Знамя прогресса», выпускаемая предприятием Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО), стала одной из первых периодических многотиражек города. Работали в «промышленной» ленинградской газете талантливые корреспонденты, в рядах которых в начале 70-х оказался и Сергей Довлатов.

Ленинградский журналист и коллега Довлатова по газете «Знамя прогресса» Борис Клементьев, с которым удалось пообщаться «Эксперту С-З», запомнил Сергея Донатовича как всеобщего любимца, непревзойденного мастера слова и рассказал о сотрудничестве с ним в газете.

«…В 70-х Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) было мощнейшим промышленным предприятием, поистине легендарным. Там выпускали уникальные по тем временам оптические измерительные приборы, фото-, кино- и звукоаппаратуру. Получалось, что если качественно и успешно работали оптики, то и журналисты еженедельника «Знамя прогресса» не могли халтурить.

И вот однажды к нам в редакцию входит высокий, такой габаритный и слегка небритый человек. «Это наш новый сотрудник, Сергей Довлатов», – представил его редактор и указал на стол напротив окна.

Разговаривать с рабочими и делать ежедневные обходы производственных цехов Довлатов быстро отказался: «Братцы, я ничего не понимаю в этих слесарно-станочных делах, зачем я буду путаться, к примеру, у токаря под ногами? Ему или станок останавливать, или под его грохот на мои дурацкие вопросы отвечать. Товарищу надо деньги зарабатывать, а я его отвлекать стану. Лучше дайте мне другое задание…»

Так что с чисто производственными темами Довлатов «не дружил». А вот рубрика «Пьянству – бой!» была его излюбленной темой. Со знанием дела, кропотливо, с иронией и со свойственным ему юмором он разбирал острые ситуации с работниками предприятия, которые чересчур дружили с алкоголем.

Тема алкоголизма была знакома писателю не понаслышке, правда, насмешки корреспондента многотиражки над противниками здорового образа жизни не слишком на них действовали. То ли дело сотрудники заводской библиотеки! Для них Сергей стал настоящим героем, а его поучительные, тщательно обыгранные истории про должников, не возвращающих книги, библиотекари с восхищением перечитывали десятки раз. И потом признавались – вышла газета с критикой, готовь полку для книг.

Человек-рассказчик

По словам Бориса Клементьева, корреспонденты газеты, особенно молодые, сразу влюбились в Довлатова, в его чувство юмора и умение «потрепаться». Недаром за ним сразу закрепилось прозвище «человек-рассказчик».

«В здании заводской редакции на Чугунной улице журналисты собирались к 10 утра, но с появлением Сергея уже никто обычно не спешил бежать по цехам собирать новости и брать интервью. Сидели и ждали от Довлатова его новых «исповедей». Утром по обыкновению мрачный Сергей открывал свою толстенную записную книжку и вслух, будто говоря сам с собой, разбирал свежие записи. Жаль, что его монологи не записывались на диктофон. А тогда прямо на глазах рождались маленькие спектакли.

Как правило, на утренней «планерке» у Довлатова была припасена «история на бис». Как-то он рассказал, что стоял рано утром с кружкой пива у пивного ларька на Пяти углах и к нему подошел мятый, еще «не просохший» от ночных возлияний мужичок. Без доли смущения он сунул в его стакан палец, поинтересовавшись, теплое ли налито пиво. Обалдевший Довлатов агрессии не проявил, но принес в редакцию очередной забавный случай из жизни. Сергей все это рассказывал живо, имитировал все действия незнакомца очень точно. Мы все долго потом смеялись, не раз вспоминая эту историю.

Два гения

О том, что Довлатов писал рассказы и мог легко претендовать на звание писателя, мало кто в редакции догадывался. О своем творчестве он практически с нами не делился. Знали только косвенно о его проблемах. Что часто Сергей сидел без работы, и если что-то и сочинял, то «все шло в стол». Настроение писателя на работе зависело порой от семейных обстоятельств и отношений с близкими ему людьми.

Помню, пришел на работу Сергей очень расстроенный и озабоченный: «Не знаю, как мне теперь жить, растерялся совсем. Привык, что меня все время учат, ругают, заставляют шевелиться, а тут – тишина…» Оказалось, поссорился тогда он с женой, и пришлось ему на время стать одиноким холостяком.

Жизнь на ЛОМО в период работы Довлатова в газете «Знамя прогресса» кипела. Производили в те годы на предприятии и одну из лучших в стране звуковую аппаратуру «Солист». Приехал на объединение за аппаратурой, скорее, договариваться получить «Солист» на льготных условиях, Владимир Высоцкий. Тут уж концерта «по бартеру» ему было не избежать. Концерт на фирме не афишировали, но нашу редакцию на концерт организаторам пришлось пропустить. Выступление Высоцкого на японский магнитофон мы записали, но как я теперь жалею, что не было со мной фотоаппарата. В этот день встретились сразу два таланта, два гения. На сцене пел актер-бард Владимир Высоцкий, а в зале сидел и слушал писатель Сергей Довлатов».

В 1972 году Сергей Донатович Довлатов уволился из ленинградской редакции «Знамя прогресса» и уехал искать счастья в Эстонию.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама