Не закрывайте двери

Тема недели
Москва, 01.09.2019
«Эксперт Северо-Запад» №7-9 (770)
Бизнес сформировал ключевые запросы для новых губернаторов регионов Северо-Запада. Теперь важно выстроить качественное взаимодействие всех заинтересованных в диалоге сторон

SHUTTERSTOCK.COM

8 сентября состоялись выборы губернаторов в трех регионах Северо­Западного федерального округа (СЗФО) — Санкт-­Петербурге, Мурманской и Вологодской областях. Персоналии победителей важны, но некритичны — задачи, которые стоят перед исполнительными властями субъектов Северо-­Запада, могут быть решены только при условии, что команды новых губернаторов, бизнесмены и общественники будут красиво и эффективно работать друг с другом, четко следуя целеполаганию. «Любая деятельность обречена на провал, если неверно поставлены задачи для достижения результата» — аксиома, в том числе для управленческих команд. Новая экономическая действительность и так не радует позитивной информацией, поэтому чем четче новые губернаторы будут представлять проблематику локального бизнеса, тем эффективнее будут результаты их работы.

 

Свои зоны ответственности

 

Президент НИУ ВШЭ ­Санкт­-Петербург Александр Ходачек обращает внимание на то, что в следующем году заканчивается срок реализации Стратегии социально­экономического развития СЗФО, но нового документа, который бы объединял проекты разных территорий, так и не создано. Стратегия пространственного развития России до 2025 года, презентованная несколько лет назад и утвержденная в феврале 2019 года, пока не сыграла своей определяющей роли. Поэтому каждый из регионов выстраивает свою деятельность в соответствии с локальными стратегиями развития.

Для Петербурга это стратегия социально­экономического развития до 2035 года, определяющая несколько базовых приоритетов — открытый, умный, комфортный, социальный город. «Кроме того, есть указ президента России о реализации 12 национальных проектов, есть оценка деятельности губернаторов, в которой порядка 15 показателей, есть национальный рейтинг инвестпривлекательности Агентства стратегических инициатив и 18 государственных программ Петербурга, а также показатели, которые наблюдаются Росстатом. Поэтому одна из ключевых задач — соединить между собой все части этой матрицы, чтобы предельно точно избежать неверных толкований и конфликтов о векторах развития, — считает Александр Ходачек и дополняет: — Самые важные показатели те, что касаются развития инженерно­-транспортной инфраструктуры и социального обеспечения».

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников предлагает «не отыгрывать назад, а строить будущее». Не секрет, что многие новые назначенцы грешат намеками на неэффективное управление тем или иным регионом своими предшественниками. «Но каждый губернатор должен понимать, что выборы закончились, бюджет региона формирует его команда, больше списывать проблемы на экс­руководителей не получится, — говорит Дмитрий Солонников. — В этой конфигурации возникают свои зоны ответственности. Новые руководители будут определять и политическую повестку, и должны будут представить реальное видение, что будет дальше происходить с регионом. Это основная проблема для новых губернаторов — иметь понятный, четкий образ будущего и транслировать его населению. Пока везде образ будущего — это чуть улучшенная версия настоящего. Больше вкладывать в дороги, больше помогать малоимущим, больше привлекать инвестиции. Очевидные истории, которые слишком часто используются».

Команде нового губернатора Санкт-­Петербурга крайне важно придерживаться трех правил успешного формирования делового климата региона, полагает генеральный директор ГК «Доверие», председатель Санкт­-Петербургского отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. В первую очередь это цифровизация и максимальный перевод максимально широкого спектра точек взаимодействия бизнеса и органов власти в электронный вид, что позволит значительно упростить ведение бизнеса в регионе, ускорить прохождение административных процедур, сделать их более прозрачными, а также принять более обоснованные и качественные решения инвесторами. Также необходимо запустить масштабную систему оперативного мониторинга, контроля и прогнозирования показателей реализации федеральных и региональных целевых программ, национальных проектов, в частности, через организацию сети распределенных ситуационных центров. И третье правило, оно же, пожалуй, и ключевое, — наладить тесный контакт с бизнес­сообществом и потенциальными инвесторами посредством организации общественных советов, рабочих групп, проектных комитетов и иных коллегиальных органов с участием как отдельных бизнесменов, так и предпринимательских объединений.

«Мы, как транспортно­логистическая компания, можем выделить вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры региона. Планируется ли развитие железнодорожных станций Санкт-­Петербурга, к примеру, станций Автово и Новый порт, стоит ли ожидать значительного увеличения пропускной способности железнодорожных станций по обработке ж/д составов, своевременной подачи вагонов и платформ на подъездные пути терминалов и, соответственно, своевременный забор порожних контейнеров. В периоды пиковых нагрузок станции не справляются с грузопотоками, в связи с чем платформы и вагоны задерживаются на станциях и не подаются вовремя на железнодорожные пути конечных получателей. Также мы наблюдаем развитие экспортных потоков, в том числе через порты Санкт-­Петербурга и Ленинградской области, поэтому интересуют перспективы развития портовой инфраструктуры, работающей с навалочным грузом», — говорит руководитель Санкт-­Петербургского подразделения группы компаний AsstrA Антон Канаев. «Необходимо продолжать развитие транспортно­логистической инфраструктуры, уделяя внимание двум направлениям: развитию транспортного коридора Восток­Запад для обеспечения конкурентных преимуществ российской части Нового шелкового пути (НШП), а также модернизации региональной транспортно­логистической системы, повышая ее пропускную способность, создавая предпосылки для развития глубокой переработки сельскохозяйственной продукции с целью последующего экспорта», — дополняет директор по развитию бизнеса FM Logistic Владимир Серебряков.

Бюджетные средства стимулируют инвестиционную активность Размер кружков — объем инвестиций в основной капитал в I полугодии 2019 года 09-02.jpg АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД»
Бюджетные средства стимулируют инвестиционную активность Размер кружков — объем инвестиций в основной капитал в I полугодии 2019 года
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЭКСПЕРТ СЕВЕРО-ЗАПАД»

 

Определиться с лицом

 

За последние пять лет крупнейшим сообществом предпринимателей Петербурга была сформирована модель взаимодействия бизнеса и власти, в результате которой мы видим не просто разговоры в кулуарах или на конференциях, но реальные изменения для бизнеса. Появление многофункциональных центров, упрощение процедуры регистрации компании, сокращение сроков подключения к электрическим мощностям. Важно, что с этого момента начался осознанный диалог предпринимателей с региональным правительством не для галочки, но на пользу и во благо. «Когда впервые на Петербургском экономическом форуме в 2015 году был презентован рейтинг оценки работы губернаторов, Санкт-­Петербург был в конце списка. Это было заслуженно. Сейчас город в первой пятерке, но сохраняется огромный пласт проблем, требующих решений. Принципиально важно, что предпринимательское сообщество может настаивать на конкретных изменениях, и они будут приняты, для этого появились механизмы. Создаются дорожные карты, осуществляется мониторинг, контроль их исполнения. Мы идем по согласованному обеими сторонами пути для изменения инвестиционного климата, улучшения условий ведения бизнеса, повышения экономического роста. Важно данный диалог сохранить и развить», — считает председатель совета директоров петербургской компании «Интерсервис», член «Клуба лидеров» в Санкт­Петербурге и Ленобласти Надежда Коротовских.

Выделяемые средства и действия со стороны государства всегда будут недостаточными для его граждан. Именно поэтому нужно задействовать и дополнительные механизмы. Например, воспитание социально ответственного бизнеса. Он не возьмется из воздуха, полагает Надежда Коротовских. «Предпринимателей нужно вести к этому: заставлять строителей возводить сады и школы за счет построенного рядом дома — инициатива хорошая, но мы понимаем, что она приведет к падению качества строительства и росту стоимости квадратного метра жилья. Предложить меры поддержки строителям, мотивацию, перспективу — вот над чем нужно серьезно подумать. Сформировать заново систему ценностей, раз уж мы ее растеряли, требуется Петербургу как никогда. Тогда и деловая среда будет здоровой», — уверена она.

Про систему ценностей, про формирование нового лица Петербурга говорит и Дмитрий Солонников. «В новейшей истории города мы видели несколько проектов. Анатолий Собчак ратовал за превращение Петербурга в финансовый центр, Владимир Яковлев сделал ставку на развитие промышленности силами местного бюджета, Валентина Матвиенко, наоборот, стала заводить сюда федеральные деньги. У Георгия Полтавченко был свой взгляд на город. В итоге свое стабильно узнаваемое лицо у Санкт­Петербурга так и не появилось. Чем же будет заниматься Петербург в ближайшей перспективе? Инновациями — но это слово с расплывчатыми интонациями, каждый понимает его как хочет. Культура и туризм — прекрасные направления, но они точно не могут быть системообразующими для города, в котором живет несколько миллионов человек. Должно быть еще что­то большее», — полагает он.

Промышленным предприятиям требуется серьезное внимание со стороны руководителя региона 09-03.jpg ИНТЕРПРЕСС / РОМАН ПИМЕНОВ
Промышленным предприятиям требуется серьезное внимание со стороны руководителя региона
ИНТЕРПРЕСС / РОМАН ПИМЕНОВ

«Перековать мечи на орала» предлагает в ответ управляющий партнер аудиторско­консалтинговой ГК SPG, управляющий директор Кластера высокотехнологичных решений по освоению ресурсов Мирового океана и Арктики Ольга Самоварова, обращая внимание на то, что оборонно­промышленный комплекс Петербурга занимает значительную долю российского военного производства. При этом в последние годы в российском ОПК происходят значительные изменения — пришла пора готовиться к сокращению гособоронзаказа, поскольку очередное перевооружение армии и флота завершено. К 2025 году гособоронзаказ снизится на 30%, к 2030­му — на 50%. Что это значит для Петербурга? Доходы локальных предприятий ОПК могут радикально сократиться, и у региональной промышленности возникнут существенные экономические и социальные риски. Чтобы их минимизировать, необходимо найти новые заказы. Высво­бождающиеся производственные мощности и трудовые ресурсы должны быть чем­то заняты. ОПК необходимо выпускать новую конкурентоспособную продукцию, востребованную на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, первоочередная задача, которую ОПК необходимо решать, — диверсификация деятельности, обеспечение роста выпуска гражданской продукции, причем рост должен быть существенным. Чтобы переориентироваться на выпуск новой продукции, ОПК нужны иные технологии работы, активность и предприимчивость. Но эти предприятия по своей природе не являются предпринимательскими, они всегда работали на гарантированный гособоронзаказ. «Им практически не надо было ранее думать про маркетинг, промышленный дизайн и другие важнейшие для производства гражданской продукции задачи. А теперь необходимо откуда­то взять новые компетенции? Это сложнейшая комплексная задача», — говорит Ольга Самоварова, полагая, что Санкт-­Петербург может стать городом, в котором эта диверсификация пройдет наименее болезненно, в том числе за счет новых программ. В частности, SPG уже презентовали комплексный консалтинговый продукт, упакованный в межкорпоративную акселерационную программу сотрудничества «ОПК­Бизнес­МОСТ». Программа нацелена на акселерацию процессов развития совместных проектов предприятиями ОПК и высокотехнологичными промышленными и инжиниринговыми компаниями (в том числе компаниями малого бизнеса), на соединение производственных возможностей ОПК и предпринимательского подхода к бизнесу от успешных высокотехнологичных компаний.

 

Ворота Арктики

 

Еще одно обсуждаемое лицо Петербурга — стать центром арктических компетенций. Задача посильная и уже реализуемая, но стоит признать: за арктическими смыслами уже выстроилась большая очередь, и приоритет может быть отдан региону, который географически имеет полное право считаться «воротами Арктики» — Мурманской области, где также прошли выборы губернатора. Мурманск становится базовым центром Северного морского пути, и одна из ключевых задач нового губернатора — перетащить в город все федеральные бюджеты, выделяемые под модную ныне тему развития Арктической зоны Российской Федерации. Политтехнологи предполагают, что одним из первых решений руководителя региона может быть плавание по Севморпути с обсуж­дением ключевых проблем территорий. Конкуренция за право называться арктическим центром будет жесткой, потому что борьба ведется не только за высокий статус, но и за большие деньги.

«За последние два года в регионах произошла консолидация финансовых ресурсов, но 2018 год Мурманская область, единственный из регионов Северо­-Запада, закончила с дефицитом консолидированного бюджета, и по вводу жилья (46,4 тыс. кв. м) регион оказался на последнем месте в СЗФО. Все остальные субъекты показали положительное сальдо, и это отразилось на их макроэкономических показателях. Будущий драйвер роста — прежде всего стратегия развития Арктики, поскольку вся территория области относится к Арктической зоне. В регионе появилась территория опережающего экономико­социального развития (ТОЭСР) «Кировск — Апатиты». Формируется туристический кластер на базе поселка Териберка. Комбинат редкоземельных металлов в Ревде может стать катализатором по развитию экспортных возможностей. Инженерно­транспортная инфраструктура, атомная и альтернативная энергетика, вопросы, связанные с закреплением трудовых ресурсов, аквакультура, рыбопромышленность — точек приложения сил у новой управленческой команды будет предостаточно», — констатирует Александр Ходачек.

Мурманск является основным портом базирования для многих рыбопромышленных компаний Северо­Запада. Председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев подтверждает, что отрасль находится на стадии перспективного роста, благодаря введению инвестиционных квот. На верфях строится более 20 средне­ и крупнотоннажных рыболовецких судов. Вот только сервисная история плохая — новые суда негде будет обслуживать. «В регионе практически развален судоремонт, в рыбном порту недостаточно холодильных мощностей, даже если повезем в Россию половину добываемого объема рыбы, ее нам просто негде хранить. Команде нового губернатора с нашей поддержкой предстоит восстанавливать ключевую для региона отрасль», — говорит Владимир Григорьев.

Заполярье не только красивый, но и очень специфичный регион для ведения бизнеса 09-04.jpg ИНТЕРПРЕСС / СЕРГЕЙ КУЛИКОВ
Заполярье не только красивый, но и очень специфичный регион для ведения бизнеса
ИНТЕРПРЕСС / СЕРГЕЙ КУЛИКОВ

 

Политика управляемого сжатия

 

Развитие территорий тоже ключевая задача. Мурманская область — крупнейший горнорудный регион Северо-­Запада страны. В советское время для добычи и глубокой переработки железных, никелевых, алюминиевых руд, а также горно­химического сырья здесь был создан ряд крупных промышленных предприятий с прилегающими городами и поселками, которые сегодня принято называть моногородами. Всего таких городов восемь: Мончегорск, Кировск, Кандалакша, Ковдор, Оленегорск, Полярные Зори, Никель, Заполярный. В перечисленных промышленных городах проживает 30% населения региона. Управляются градообразующие предприятия крупнейшими корпорациями страны, среди них «Норникель», «Росатом», РУСАЛ, «Северсталь», «Фосагро», «Еврохим».

Моногорода Мурманской области заслуживают особого внимания главы региона хотя бы потому, что здесь формируется львиная доля областного бюджета, констатирует сооснователь института территориального планирования «Урбаника» Александр Холоднов. Современная ситуация складывается противоречиво. С одной стороны, градообразующие предприятия стабильно работают, реализуют инвестиционные проекты, выплачивают конкурентоспособную зарплату. С другой — население моногородов Мурманской области сокращается рекордными темпами. За последние 30 лет они потеряли почти 40% жителей. В последние годы отток населения несколько замедлился, но демографическая тенденция остается негативной. И это серьезный вызов для самих городов, региональных властей и руководства корпораций.

«Оставив в стороне эмоции, мы можем рассматривать сжатие заполярных городов и как позитивный процесс. В значительной степени он является следствием роста производительности труда на градообразующих предприятиях. Благодаря высоким северным зарплатам многие жители могут дать своим детям возможность получить высшее образование в Санкт-­Петербурге, приобрести жилье и закрепиться в Северной столице, где перед ними открывается гораздо больше возможностей, чем у себя на родине, — говорит Александр Холоднов. — Но для самих городов и остающихся в них жителей исход населения имеет ряд негативных последствий. Покинутое жилье продолжает отапливаться и обслуживаться, и это повышает коммунальные издержки. Вслед за численностью населения сокращается бюджетное финансирование, сеть объектов социальной инфраструктуры. Наиболее болезненно для жителей (в прямом и переносном смысле) сокращение числа врачей и оптимизация сети медицинских учреждений. Да и в целом сам внешний вид законсервированных пятиэтажек и заброшенных социальных объектов производит гнетущее впечатление».

Заметны и позитивные городские изменения. Градообразующие предприятия в рамках корпоративных благотворительных и социальных программ инвестируют в развитие городской среды и социальных объектов, поддерживают инициативы малого бизнеса. Начался процесс модернизации городских общественных пространств в рамках региональных и федеральных программ. К примеру, в Кировске и Кандалакше формируется туристическая инфраструктура, в Полярных Зорях достигнуты заметные успехи в улучшении внешнего облика города, в Мончегорске активно развиваются программы социального партнерства

Дальнейшая позитивная повестка развития для заполярных моногородов, по мнению Александра Холоднова, связана с политикой управляемого сжатия. Удержание населения за полярным кругом — очень дорогое удовольствие. На севере Канады и Скандинавии мы встретим немало рудников и металлургических заводов, но население прилегающих городов редко превышает 10 тыс. человек. Суть управляемого сжатия состоит в достижении высокого качества жизни людей и устойчивого социально­экономического развития городов даже в условиях значительного сокращения численности населения. Фактически избыточный жилой фонд и инфраструктура должны быть ликвидированы, а сохраняемые объекты должны пройти глубокую модернизацию. Обновление городов Заполярья сделает их более привлекательными при существенном сокращении эксплуатационных издержек.

Помимо базовой промышленной специализации, необходимо развивать новые форматы занятости, сформировать новое качество объектов социальной инфраструктуры и общественных пространств. Очевидная по своей сути и давно обсуждаемая задача управляемого сжатия моногородов крайне сложна в реализации и к тому же непопулярна. Требуется большая подготовительная работа при совместном участии активных жителей, городских и региональных властей, градообразующих компаний. Фактически города должны быть перепроектированы под новые реалии и задачи, о которых заинтересованным участникам еще только предстоит договориться. Региональному центру необходимо всеми силами поддерживать подобные инициативы комплексного развития моногородов Мурманской области.

 

Крупному бизнесу нужна стабильность

 

В июне 2019 года на Петербургском международном экономическом форуме генеральный директор ПАО «ФосАгро» Андрей Гурьев и губернатор Вологодской области Олег Кувшинников поставили подписи под очередным соглашением о партнерстве между ПАО «ФосАгро» и правительством региона. Внимание к «ФосАгро» не случайно — именно представленная этим холдингом химическая отрасль показывает сегодня наибольшую динамику роста, наряду с металлургической промышленностью, представленной основными сталелитейными активами «Северстали» Алексея Мордашова, которая продолжает оказывать определяющее воздействие на экономическую и политическую ситуацию в Вологодской области.

Стагнация спроса на внутреннем и основных мировых рынках металла не позволяет череповецким металлургам демонстрировать рекордные показатели, но компания чувствует себя вполне уверенно, демонстрируя впечатляющую рентабельность по EBITDA (33,7% по итогам первых шести месяцев 2019 года) и генерируя стабильно высокий денежный поток, достаточный, чтобы удовлетворить аппетиты акционеров и поддержать областной бюджет. Несмотря на все разговоры о диверсификации доходных источников, бюджет региона продолжает зависеть от успехов крупного бизнеса.

Большой профицит, полученный в прошлом году бюджетом Вологодской области (почти 15 млрд рублей), составивший почти половину прироста валового регионального продукта (ВРП), который, по оценкам областного правительства, достигнет в 2019 году 610,7 млрд рублей, в значительной степени достигнут благодаря дополнительным налоговым поступлениям от крупного бизнеса. От «Северстали» прежде всего. «Мы считаем значимым развитие регионов присутствия нашей компании и в Вологодской области постоянно видим поддержку инвестиционных проектов. Для нас значимы стабильные, прогнозируемые условия ведения бизнеса», — говорит советник генерального директора дивизиона «Северсталь Российская сталь» Людмила Гусева.

Того же ждут от выборов будущего губернатора в еще одной значимой для региона отрасли — лесоперерабатывающем комплексе. Директор крупнейшего в области производителя фанеры и ДСП — группы компаний «ЧФМК» Илья Коротков признается, что «наверное, нужно строить такую систему, когда бизнес вообще не должен обращаться к власти за какой­то поддержкой». Но отдает себе отчет в том, что пока это весьма далекая и туманная перспектива. Поэтому и «ЧФМК», и другие крупные лесопромышленники региона пытаются выстраивать взаимовыгодные отношения с властью. Главное, чего ждут лесники от губернатора, по словам Ильи Короткова, — более справедливого распределения между проектами лесных ресурсов области и снижения энерготарифов, которые на Вологодчине выше, чем в других регионах.

 

Малый бизнес ждет перемен

 

Если крупный бизнес Вологодской области жаждет стабильности, то малые и средние предприниматели, напротив, жаждут перемен, связывая их с послаблением налогового бремени. Уже не первый год различные общественные бизнес­объединения выступают с подобными инициативами. «Президент же поставил задачу к 2024 году увеличить до 25 млн число предпринимателей, — объясняет позицию коллег череповецкий предприниматель, представитель «ОПОРЫ РОССИИ» и Союза промышленников и предпринимателей Вологодской области Игорь Истомин. — Естественно, без мер государственной поддержки МСП развиваться не может. Новым предприятиям вообще нужна поддержка, потому что у них нет экономического запаса прочности, как у существующих крупных предприятий».

По словам Игоря Истомина, в Вологодской области до сих пор самые высокие ставки для предприятий и предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения (УСНО), высоки также имущественные налоги, которыми облагаются объекты торговли и общепита. Все это становится тормозом для развития МСП в Вологодской области, которая постепенно превращается в нетто­экспортера предпринимателей, перерегистрирующих бизнес в других регионах.

«Любой бизнесмен, который заходит в область, смотрит в первую очередь взаимоотношения с властями, с налоговыми органами, как обстоят дела с бизнес­климатом, имеет ли смысл размещать средства, — говорит Игорь Истомин. — Сейчас конкретно идет борьба за инвестиции между регионами, что объяснимо. И мы ждем каких­то изменений в лучшую сторону».

Власти Вологодчины уже объявили о начале работы над пакетом налоговых льгот, которые должны появиться у предпринимателей Вологодской области в 2020 году. В частности, предполагается снизить ставки по упрощенной системе налогообложения с 6 до 4% при объекте налогообложения «доходы», с 15 до 10% с объектом налогообложения «доходы минус расходы» для организаций и предпринимателей, осуществляющих перспективные виды деятельности, обозначенные в Стратегии пространственного развития Российской Федерации. В этом списке 22 вида деятельности производственной сферы, включая пищевую промышленность, лесозаготовку и обработку древесины, сельское хозяйство, рыбоводство и туризм. Также обещано продлить на 2020 год мораторий на изменение пониженных ставок по налогу на имущество для коммерческих объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости, для организаций, применяющих специальные налоговые режимы. Дополнительно в регионе в следующем году будет проведена переоценка (в сторону уменьшения) кадастровой стоимости этих объектов.

Санкт­Петербург  – Мурманск – Вологда

 09-05.jpg ИНТЕРПРЕСС / РОМАН ПИМЕНОВ
ИНТЕРПРЕСС / РОМАН ПИМЕНОВ

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №7-9 (770) 1 сентября 2019
    СЕВЕРО-ЗАПАД ПЕРЕЗАГРУЗКА
    Содержание:
    Реклама