РОСТ НА ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКЕ

Бизнес и власть
Москва, 01.09.2019
«Эксперт Северо-Запад» №7-9 (770)
Автопроизводителям Петербурга удалось нарастить объемы производства и завершить полугодие в плюсе. В то же время автодилеры страдают от падения спроса: продажи автомобилей в Северной столице снизились

ИНТЕРПРЕСС / СВЕТЛАНА ХОЛЯВЧУК

В Санкт­Петербурге на конец 2018 года работали лишь три автопроизводителя — Hyundai, Nissan и Toyota. По данным агентства Auto­Dealer­СПб, год к году им удалось нарастить объемы выпускаемой продукции на 3%. Суммарно за шесть месяцев текущего года выпущено 189,2 тыс. легковых автомобилей. Лидером по динамике производства стала Toyota, прирост которой составил 16%. Как отмечают аналитики, благодаря этому доля автопроизводителя впервые за время развития автопрома в Петербурге превысила 20% в общем объеме выпуска автомобилей в городе. Лидером же по количеству выпускаемых в Петербурге автомобилей остается Hyundai: его доля составляет 66%.

К позитивным результатам можно отнести и увеличение доли петербургского автопрома по отношению к общероссийскому объему производства автомобилей. Если в первом полугодии 2018 года доля автопроизводителей Северной столицы составляла 23,8%, то в 2019­м она выросла до 24,1%.

Продажи произведенных в Петербурге автомобилей в России показывают отрицательную динамику: они просели на 2% год к году. В плюс удалось выйти лишь трем моделям из восьми. Продажи Toyota Camry выросли на 18%, Nissan Qashqai — на 10%, а Hyundai Creta — на 4%. Что касается аутсайдеров, то год к году больше всего «просели» продажи Hyundai Solaris (9%) и Kia Rio (8%). Не самая успешная динамика, впрочем, не мешает обеим моделям оставаться в топ­3 продаж в стране. Хотя отрыв занимающей первое место Kia Rio от второго места, на котором расположилась Hyundai Creta, сократился.

При этом эксперты в один голос говорят о том, что перенос некоторыми производителями производственных площадок в Китай не отражается на российском рынке автопроизводства и продаж — по крайней мере пока. «Гораздо более очевидная тенденция заключается в том, что большинство ключевых для российского рынка автопроизводителей локализуют производство в России. Наши клиенты уже убедились, что качество автомобилей, производство которых локализовано в России, не уступает импортным, и не боятся российской сборки», — поясняет директор локации «РОЛЬФ Октябрьская» Максим Вирченко.

Продажи в России автомобилей, произведенных в Петербурге:январь — июнь, 2019 год 18-02.jpg
Продажи в России автомобилей, произведенных в Петербурге:январь — июнь, 2019 год

Продажи по­петербургски

В самом Петербурге продано 73,8 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей, что, по подсчетам Auto­Dealer­СПб, на 1% меньше, чем в первом полугодии 2018 года. Примечательно, что рынок России в целом потерял гораздо больше. Так, по данным «Автостат Инфо», за первое полугодие 2019 года в России продано 711,6 тыс. легковых автомобилей, что на 3,6% меньше количества, реализованного годом ранее.

Лидером по динамике продаж в Петербурге стал Kia, который год к году прирос на 28%. Такое увеличение, а также снижение на 9% количества проданных Hyundai автомобилей позволило Kia потеснить Hyundai с первого на второе место по доле в общих продажах. Именно Hyundai в первые шесть месяцев 2019 года потерял больше всех.

Что касается отдельных категорий автомобилей, то почти половину всех продаж в Санкт­Петербурге составляют кроссоверы и внедорожники: на их долю приходится 49,2% от всех продаж. Директор дилерского центра «Ауди Центр Лахта» Андрей Лапко отмечает, что среди самых популярных в городе — SUV (паркетники) и модели в сегменте В. «Отличительной особенностью отечественного авторынка является высокая популярность кроссоверов, которые на нашем рынке занимают нишу, аналогичную универсалам в Европе. Это объясняется практичностью кроссоверов в российских климатических и дорожных условиях. В бюджетном классе наиболее востребованный тип кузова — седан», — дополняет Максим Вирченко.

«По сравнению с аналогичным периодом за прошлый год мы заметили снижение доли бизнес­седанов, так как покупатели предпочитают более практичные и универсальные автомобили для поездки не только по городу, но и за город», — рассказывает о предпочтениях петербургских покупателей директор по маркетингу холдинга «Максимум» Иван Куц.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Петербурге: январь — июнь, 2019 год 18-03.jpg
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Петербурге: январь — июнь, 2019 год

Спасательный круг для дилера

При этом важным трендом является положительная динамика продаж в кредит. «В прошедшем квартале прослеживалась тенденция снижения общего спроса на автомобили и увеличения доли кредитных сделок», — утверждает Андрей Лапко.

По данным агентства «АВТОСТАТ» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), только во втором квартале 2019 года в Петербурге выдано порядка 14,8 тыс. автокредитов, что на 3,6% больше, чем за тот же период прошлого года. По их числу Северная столица уступает лишь Москве, где за этот же период выдали 19,4 тыс. автокредитов. В первом квартале в Петербурге выдано 11,7 тыс. автокредитов (плюс 1,7% год к году). Правда, Петербург по росту числа автокредитов уступает среднероссийским показателям: в первом квартале прирост по стране составил 13,7%, а во втором — 8%.

«Бизнес по продаже новых автомобилей характеризуется низкой маржинальностью на фоне высокой конкуренции среди игроков. Для автодилеров решающее значение имеют послепродажное обслуживание и реализация автомобилей с пробегом. Однако продажи новых автомобилей по­прежнему остаются важнейшим направлением дилерского бизнеса, поскольку позволяют привлечь клиента, который затем приедет обслуживать автомобиль на сервис, и позднее, если он будет доволен работой «своего» дилера, сдаст автомобиль в трейд­ин, чтобы купить другой ему на смену, — поясняет Максим Вирченко и указывает на бурное развитие дилерского сегмента бизнеса автомобилей с пробегом: — Это важное направление, которое до известной степени становится независимым от продаж новых автомобилей: мы зачастую выкупаем автомобили с пробегом у их владельцев, даже если они не хотят приобретать другой автомобиль взамен; также активно развивается внутренний трейд­ин — обмен одного автомобиля с пробегом на другой, обычно с доплатой со стороны клиента».

Однако аналитики и в этом сегменте отмечают снижение спроса. По данным агентства «АВТОСТАТ», по итогам первого полугодия 2019 года в Санкт­Петербурге объем рынка легковых автомобилей с пробегом составил 84,1 тыс. штук, уменьшившись год к году на 9%. В топ­5 подержанных автомобилей входят Volkswagen, LADA, Ford, Kia и Hyundai. На их долю приходится 35% рынка. Все эти бренды, по данным агентства «АВТОСТАТ», показали отрицательную динамику вторичных продаж год к году. Больше всего потеряла LADA — 15%.

Поиски виноватых

И отрицательную динамику продаж, и не слишком высокий рост производства автомобилей игроки рынка и аналитики связывают с падением спроса. Один из влияющих на него факторов — государственные программы поддержки автомобильного рынка. Их запуск был обещан на второе полугодие, так что многие потенциальные покупатели решили подождать с приобретением.

В пресс­службе Nissan, к примеру, связывают ситуацию на рынке с повышением НДС в начале года и сократившейся государственной поддержкой: именно эти факторы, по мнению Nissan, оказали негативное влияние на покупательскую способность в автомобильном сегменте.

«Для рынка новых автомобилей основное отличие заключается в том, что в текущем году действие программ субсидирования спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» ограничено: теперь по ним можно купить автомобиль только ценой до миллиона рублей. Сейчас под действие программы среди иностранных брендов попадают только самые доступные модели, тогда как в прошлом году их спектр был гораздо шире», — объясняет Максим Вирченко.

Также на продажах уже начинает сказываться распространение и бюджетные цены таксомоторных перевозок и каршеринга. Иван Куц называет эту проблему очень важной, а такие сервисы — прямыми конкурентами автодилеров: «Каршеринг, благодаря удобству системы и относительно низкой цене, увеличивает с каждым годом свою базу постоянных клиентов. Поколения Y и Z уже задумываются, а нужна ли им личная машина, когда есть такие удобные сервисы по аренде авто».

Разумеется, и производители, и дилеры надеются заработать на распространении такси и шеринга. В пресс­службе Nissan рассказали, что производитель начал активную работу с каршеринговыми компаниями еще в 2018 году. «В различные каршеринговые сервисы («Яндекс.Драйв», «Делимобиль» и YouDrive) с начала года продано более 1 тыс. автомобилей, что в пять раз превышает результат аналогичного периода прошлого года. Потенциал рынка существенный — мы не собираемся останавливаться на этой цифре», — оценивают в Nissan. И все же пока данный тренд не оказывает существенного влияния на рынок. «Мы не видим тенденции к отказу от личного автомобиля в пользу такси и каршеринга: их услуги обычно используются эпизодически, как дополнение к личному автомобилю. А каршеринг — это еще и возможность для наших будущих клиентов познакомиться с широким спектром моделей автомобилей и выбрать автомобиль мечты, чтобы купить его», — говорит Максим Вирченко.

«Помимо продажи значительных объемов, каршеринг также интересен возможностью познакомить с автомобилем ту аудиторию, которая по тем или иным причинам пока еще не знакома с брендом, а может, и не планировала с ним знакомиться», — соглашаются в Nissan.

Цифровизация рулит

Несмотря на то что практически все автопроизводители так или иначе, но уже изучают или даже тестируют беспилотные автомобили, пока на реальные продажи это, разумеется, не оказывает никакого влияния. Значимыми оказываются другие тренды. И прежде всего — спрос на цифровизацию взаимодействия покупателей с дилером.

«Наш автохолдинг подхватил этот тренд, и на сегодняшний день доля цифровых коммуникаций в нашей компании доходит до 75%. Тем не менее мы не планируем проводить полную оцифровку, так как премиальный сервис в нашей отрасли просто невозможно перевести в онлайн», — говорит Андрей Лапко.

«Наша сквозная аналитика и автоматизация систем управления рекламой позволяют нам быть технологическими лидерами рынка. Кроме этого, мы запускаем пилотный проект «Мессенджеры», который поможет работать с клиентами через любой удобный канал коммуникации. Ведь удобно записаться на сервис или начать покупку машины через WhatsApp или Telegram», — рассказывает Иван Куц.

Автопроизводители же все больше внимания вынуждены уделять цифровизации самих машин. К примеру, по оценке Nissan, растет спрос на системы с расширенной поддержкой мобильных сервисов, например от компании «Яндекс».

«Установка мультимедийной системы «Яндекс.Авто» в автомобили Nissan была подготовлена инженерами Nissan Technical Center и осуществляется непосредственно на заводе Nissan в Санкт­Петербурге. Доля продаж автомобилей Nissan с предустановленными сервисами от «Яндекса» уже превышает 15% от общего объема», — рассказали в пресс­службе.

«Интернет стал для любого человека неотъемлемой частью жизни, и с каждым годом доля желающих иметь Интернет в автомобиле только увеличивается. Не зря «Яндекс.Авто» уже встраивается в авто некоторых брендов по умолчанию, ведь такая функция дает ряд преимуществ: возможность отследить местоположение автомобиля дистанционно, открывать и закрывать двери, прогреть машину заранее зимой и т. д.», — подтверждает Иван Куц.

Также, как отмечают в Nissan, увеличивается интерес к продвинутым системам активной безопасности, которые снижают риск попадания в ДТП — например, активная система торможения перед препятствием. Последнее, кстати, является одним из элементов автономных автомобилей, наряду с активным круиз­контролем.

Правда, пока у россиян «цифровые» запросы к автомобилю мечты не являются обязательными. Как показало проведенное в начале лета этого года исследование аналитического агентства «АВТОСТАТ» и портала Авто Mail.ru, в топ­5 дополнительных опций, которые непременно должен иметь автомобиль, входят подушки безопасности, ABS, обогрев зеркал, климат­контроль, обогрев сидений. Но эксперты уверены, что уже в скором времени требования автовладельцев изменятся, что отразится на работе автопроизводителей и дилеров.

Санкт­Петербург

Продажи в России автомобилей, произведенных в Петербурге:январь — июнь, 2019 год
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в Петербурге: январь — июнь, 2019 год

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №7-9 (770) 1 сентября 2019
    СЕВЕРО-ЗАПАД ПЕРЕЗАГРУЗКА
    Содержание:
    Реклама