Не только граф Дракула

Культура
Москва, 07.06.2007
«Русский репортер» №3 (3)
Успех румынского режиссера Кристиана Мунгиу, получившего «Золотую пальмовую ветвь» на недавно завершившемся Каннском фестивале, кажется неожиданным только на первый взгляд непрофессионального зрителя

Дело не только в том, что Мунгиу — не новичок на фестивалях, а Канны любят открывать прежде неизвестные широкой публике имена. Румынский кинематограф — вовсе не экзотика, а вполне респектабельный член клуба мирового кино. Между прочим, мы с вами знаем это лучше многих других кинозрителей.

Можно не помнить имени Серджиу Николаеску, но, пожалуй, в нашей стране среди людей, чье взросление пришлось на 70—80-е годы, трудно найти человека, который бы не видел его фильмов. Николаеску пришел к нам в 1967 году с фильмом «Даки». Наверное, это был первый на советском экране неголливудский пеплум (масштабный псевдоисторический фильм с обилием батальных сцен и «античным» сюжетом): отважные предки румын, даки, сражались и побеждали римских легионеров на склонах Карпатских гор. Историческая достоверность «Даков» может лишь вызвать улыбку, но зрелище было захватывающим, не хуже чем оскароносный «Спартак» Стэнли Кубрика.

  Фото: DEFD/Vostock Photo; AFP/East News
Фото: DEFD/Vostock Photo; AFP/East News

Говоря о румынском кино 60—80-х годов, нужно иметь в виду, что коммунистический режим Чаушеску был более открыт Западу, чем другие страны социалистического лагеря. Именно поэтому румынские кинематографисты, и Серджиу Николаеску в первую очередь, снимали большое количество копродукций. Советско-румынских фильмов было гораздо меньше, но нельзя не вспомнить снятый в 1976 году мюзикл Элизабеты Бостан «Мама» с Людмилой Гурченко в роли матери семерых козлят и Волком — Михаилом Боярским.

«Даки» были совместным румынско-французским производством. Еще один популярный в СССР пеплум, сорежиссером которого был Николаеску, «Битва за Рим», снимался в Румынии западногерманскими, итальянскими и румынскими кинематографистами.  Но самым большим успехом Николаеску, в том числе и у советских зрителей, стал цикл детективных боевиков про комиссара полиции Тудора Миклована: «Чистыми руками», «Последний патрон», «Комиссар полиции обвиняет», «Реванш». Первая лента этого цикла вышла в 1972 году, и популярность фильма «Чистыми руками» была такова, что Николаеску снял продолжение (с сюжетной точки зрения — приквел), потом еще, после этот цикл продолжали другие режиссеры… Необыкновенный успех фильмов про комиссара Миклована во многом объясняется фигурой главного героя, которого сначала играл сам Николаеску. Такого героя по восточную сторону «железного занавеса» еще не видели — Миклован сражался с преступным миром и фашиствующими молодчиками в одиночку, не полагаясь ни на коллег-полицейских, ни даже на под-поль-щиков-коммунистов (действие происходит перед началом и во время Второй мировой войны).

  Фото: DEFD/Vostock Photo (2); AFP/East News
Фото: DEFD/Vostock Photo (2); AFP/East News

Конечно, Серджиу Николаеску не был единственным международно признанным румынским режиссером. Хотя румынские власти и воспринимали кинематограф как средство коммунистической и патриотической пропаганды, многие режиссеры снимали кино европейского художественного уровня. В 1965 году награду Канн за лучшую режиссуру получил Ливиу Чулей («Лес повешенных»), в 1969-м «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткометражный фильм выиграл Мирил Илиешу («Песни возрождения»). Но самым известным был, безусловно, создатель одного из наиболее популярных фильмов нашего детства — «Мария, Мирабела» — великий мультипликатор Йон Попеску-Гопо. Незадолго до смерти в 1989 году Попеску-Гопо сказал, что хотел «поднять восстание против Диснея». В отличие от диснеевских ярких полноцветных мультиков его фильмы были черно-белыми, а  персонажи были нарисованы буквально несколькими штрихами. Главный герой его анимационных фильмов, забавный человечек (иногда его называют в честь режиссера — Гопо), постоянно попадает в сложные ситуации и всегда оказывается перед выбором — так упрощенная техника дает возможность вывести на первый план философский подтекст. В 1957 году «Простая история» Попеску-Гопо принесла ему «Золотую пальмовую ветвь» за лучший короткий фильм.

  Фото: DEFD/Vostock Photo (2); AFP/East News
Фото: DEFD/Vostock Photo (2); AFP/East News

В декабре 1989-го режим Николае Чаушеску был свергнут и Румыния вступила в новую эпоху. С середины 90-х годов румынское кино возвращается в контекст большого европейского кинематографа, появляясь на фестивалях и постепенно подготавливая каннский триумф этого года. В кино пришли бывшие диссиденты и политические эмигранты: в 1992 году Дан Пица с фильмом «Отель де Люкс» завоевал «Серебряного льва» Венецианского фестиваля, там же в 1998-м Лучиан Пинтилие, не снимавший все восьмидесятые, получил специальный приз жюри за фильм «Конечная остановка — рай». Однако в 90-е годы государственная поддержка кино в Румынии практически прекратилась, кинопроизводство впало в кризис, и новое поколение румынских режиссеров вышло на сцену лишь с появлением продюсерских денег. К этой новой волне «детей декабря 1989-го» принадлежит и Кристиан Мунгиу. Уже его первый фильм «Запад» дебютировал на «двухнедельнике режиссеров» в Каннах в 2002 году и выиграл 10 наград на небольших фестивалях. Одновременно с Мунгиу появилось еще несколько режиссеров, чьи работы были оценены на крупных фестивалях: Кристи Пую (приз «Особый взгляд», Канны-2005), Корнелиу Порумбою («Золотая камера», Канны-2006), Кристиан Немеску (приз «Особый взгляд» в этом году). Это не то кино, которое мы видели раньше, — оно более социально и драматично, меньше занято собственной средневековой историей, оно стало более ироничным.

  Фото: DEFD/Vostock Photo (2); AFP/East News
Фото: DEFD/Vostock Photo (2); AFP/East News

В 1994 году на симпозиуме кинематографистов в Скопье спорили болгарские и румынские режиссеры. Болгары говорили о своем недоверии к западным продюсерам, которым нужны лишь производственные мощности и которые будут навязывать свои «глобалистские» стандарты искусства. Не бойтесь западных продюсеров, отвечали румыны, пусть они приносят свои деньги и учат зарабатывать нас. Мы живем в небольших бедных странах, но у нас великие культуры и наше кино появилось не вчера. Получивший из рук Джейн Фонды «Золотую пальмовую ветвь» Кристиан Мунгиу подтвердил правоту своих коллег. Пока внимание крупнейших кинофестивалей после краткого всплеска интереса к бывшим соцстранам было привлечено к Дальнему Востоку, Карпатские горы воспринимались в первую очередь как место действия «Дракулы» и «Ван Хельсинга» или как съемочная площадка для «Холодной горы» и многих других голливудских и западноевропейских фильмов. Кристиан Мунгиу убежден, что хорошее кино может и должно сниматься за небольшие деньги в небольших странах. Нам же остается надеяться, что мы сможем увидеть новые фильмы наших соседей так же, как раньше мы видели ленты Серджиу Николаеску и Йона Попеску-Гопо.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №3 (3) 7 июня 2007
    Долгосрочные прогнозы
    Содержание:
    Масштаб человека

    Редакционная статья

    От редактора
    Вехи
    Портфолио
    Случаи
    Реклама