Путешествие в широкий прокат

Актуально
Москва, 05.07.2007
«Русский репортер» №7 (7)
Лучшим фильмом 29-го Московского международного кинофестиваля стала картина Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными». С домашними животными — то есть с собакой, козой, коровой, Ксенией Кутеповой и Дмитрием Дюжевым, сыгравшими главные роли

«Путешествие…» — история 35-летней Натальи, в 16 лет проданной из детдома замуж. Со смертью нелюбимого мужа — станционного смотрителя на заброшенном полустанке — она обретает неизведанную ранее свободу, внешнюю и внутреннюю: сжигает вещи мужа, заводит мужика, наряжается в нелепые платья с люрексом, продает корову, бросает мужика, усыновляет рыжего мальчика из детдома и уплывает на лодке за горизонт.

В фильме совсем мало слов и еще меньше героев: почти все экранное время занимают Дюжев с Кутеповой, вокруг которых толкутся домашние животные и случайные пассажиры проезжающего поезда. Вместо внутреннего монолога у героини — пластинки с зарубежными песнями о роковой любви. Вместо домашней обстановки — банки с молоком и куски творога в марле. Вместо одежды — свадебное платье, которое она то надевает, то снимает.

Все это происходит в пустоватом холодном пространстве, которое из-за часто мелькающей коровьей морды хочется назвать платоновским, но которое на самом деле — типичное пространство постсоветского концептуального кино с героями, чьи мотивы столь же малопонятны, как и мотивы режиссера.

Имя Веры Сторожевой ассоциируется с двумя женщинами российского кинематографа: Кирой Муратовой и Ренатой Литвиновой. Сторожева снималась у Муратовой в «Астеническом синдроме» (1989), писала сценарий к одной из новелл ее фильма «Три истории» (1997), дебютировала как режиссер картиной «Небо. Самолет. Девушка» (2003), в которой сняла муратовскую же актрису и сценаристку Литвинову. В этом году Сторожева и Литвинова сошлись на кинофестивале: первая — призер, вторая — член жюри.

  Фото: Олег Никишин/Epsilon
Фото: Олег Никишин/Epsilon

Победа российского кино на ММФК — до некоторой степени традиция. В 2004 году лучшим фильмом (и заслуженно) стали «Свои» Дмитрия Месхиева, в 2005-м — «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. В прошлом году был сделан короткий перерыв: главный приз получил шведский фильм «О Саре» режиссера Отмана Карима. Но на этот раз, когда четверть конкурсной программы фестиваля оказалась русскоязычной, у жюри просто не было выбора.

Участие (а тем более победа) в Московском международном кинофестивале — зачастую единственный шанс отечественного кино добиться широкого проката. Камерное «Путешествие…» Сторожевой триумфально пройдет по экранам страны с пометкой «Главный приз 29-го ММКФ», без которой его прокатная судьба могла бы оказаться незавидной: он не может похвастаться ни звездным актерским составом, ни захватывающим сюжетом. На зарубежном кинорынке знак качества Московского кинофестиваля такого веса не имеет. Фильм «О Саре», получивший главный приз в прошлом году, был дебютным игровым фильмом режиссера-доку­мен­талиста Отмана Карима. Можно было бы говорить, что фестиваль открывает новые имена, но международной сенсации из этого факта не получилось: единственным заметным событием, связанным с именем Карима после награждения, пока стало только его участие в жюри ММКФ этого года.

Так что приходится пользоваться славой культовых режиссеров Европы и США, приезжающих в гости. На церемонии закрытия президент фестиваля Никита Михалков с гордостью сообщил, что третьей строчкой на афишах «Железнодорожного романа» Клода Лелуша, премьера которого недавно состоялась в Париже, стало: «Фильм закрытия 29-го Московского кинофестиваля». И если в случае с фильмом Сторожевой понятно, кто тут чей пиар, то с Лелушем вопрос остается, в лучшем случае, открытым.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №7 (7) 5 июля 2007
    Секреты ЦРУ
    Содержание:
    За гранью добра и зла

    Редакционная статья

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Случаи
    Реклама