Время или деньги

Среда обитания
Москва, 05.07.2007
«Русский репортер» №7 (7)
Некоторые покупают часы, чтобы узнавать по ним время. Эта категория потеряна для часовщиков: таким покупателям достаточно самых простых и дешевых моделей. Шикарные часы нужны тем, кто вынужден демонстрировать свой социальный статус, и тем, кто искренне любит сложные и дорогие механизмы

У Джорджа Буша в Албании украли часы. Видимо, как сувенир, потому что Буш в отличие, скажем, от Путина коллекционных швейцарских Patek Philippe не носит — ограничивается Casio за 50 долларов. Вот такой простой техасский парень. Да и наш главный олигарх Роман Абрамович не гнушается показываться на публике в простых спортивных электронных Polar, которым 70 долларов — красная цена. Другие часы у него, конечно, тоже есть, но это так, для официальных выходов — к английской королеве, например.

Но в российском бизнес-сообществе к часам на руке конкурента или партнера приглядываются с особым вниманием. Один бизнесмен рассказывал корреспонденту «РР», что, придя как-то на сложные деловые переговоры, исход которых был неясен, первым делом посмотрел на руку своего собеседника и, увидев на ней Cartier, сразу понял, что перевес на его стороне: его Vacheron Constantin бьет Cartier по всем статьям.

  Фото: Corbis/RPG; Архив пресс-службы
Фото: Corbis/RPG; Архив пресс-службы

У европейских деловых людей все гораздо проще. Однажды на встречу с журналистами пришел молодой французский предприниматель, наследник миллионного состояния, его дед составлял когда-то налоговый кодекс Франции. На руке — Longines средней ценовой категории. А в ходе беседы выяснилось: у него есть несколько «уровней» гардероба — для своих (костюмы от лучших портных, дорогие часы и машина Aston Martin), для внешнего представительства (костюмы приличных марок, но не индпошив, «средние» часы и машина Citroen), для поездок на фабрику — джинсы, часы Swatch и Volkswagen. Ему не надо никому ничего доказывать, он просто хочет везде быть своим.

И все-таки именно швейцарские часы во всем мире считаются почти обязательным символом высокого социального статуса. Есть целые категории людей, которые просто не могут себе позволить не покупать швейцар­ские часы. Специальные офисные службы в больших корпорациях следят за тем, чтобы никто из сотрудников не уклонялся от покупки соответствующих должности дорогих аксессуаров и одежды. А уж наши успешные граждане, недавно освоившие буржуазный шик, обязательно обращают внимание на то, что у вас на руке. И хорошие консультанты в магазинах знают, как марка и цена часов соотносятся с доходами и социальным статусом покупателя.

Вообще-то, если позволяют средства, часов хорошо иметь много: они приедаются, их хочется сменить и приятно иметь возможность выбора — от деловых моделей до спортивных. Для покупателей, которые могут себе это позволить, часовщики придумывают разные формы и цвета циферблатов, сложную бриллиантовую огранку. Овчинка стоит выделки — потребитель этого класса предпочитает покупать модели только высшей ценовой категории.

Но сами часовщики гораздо больше любят тех клиентов, которые искренне, по-детски любят часы как вещь, уважают сложно сделанный механизм и готовы изучать историю часовых марок и вникать в суть запатентованных «примочек». Они любят Swatch, но не за яркость ремешков и смешные картинки, а за швейцарский механизм и философию. Они могут так никогда и не купить себе настоящий Patek Philippe, но досконально знают все изобретения этой марки, даже помнят даты рождения основных часовых «монстров» и вдохновенно рассказывают, почему в современной жизни как воздух необходим минутный репетир.

Сегодня часы перестали быть предметом первой необходимости. Но они далеко не всегда являются и роскошью, а значит, выбор — безграничен.

Практикум

• Не разменивайтесь на покупку дешевых подделок в переходах: удовольствие от покупки будет испорчено боязнью разоблачения. Купить поддельный Patek стоит только в том случае, если вы в состоянии позволить себе настоящий и покупка подделки для вас — лишь развлечение.

• Часовые марки делятся на исторические — те, которые никогда не прекращали выпуск часов и всегда имеют в своем багаже пару новатор­ских разработок; возрожденные из небытия инвесторами (Roger Dubuis) и абсолютно новые, порой не дотягивающие по качеству до старых, зато непременно обладающие пышным именем (Raymond Weil).

• Часовые марки бывают мануфактурные — те, что на собственных предприятиях производят весь часовой механизм целиком (например Zenith, Blancpain, Girard Perregaux), и завод­ские, закупающие детали у компаний-производителей и собирающие часы, как конструктор.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №7 (7) 5 июля 2007
    Секреты ЦРУ
    Содержание:
    За гранью добра и зла

    Редакционная статья

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Репортаж
    Случаи
    Реклама