Жизнь интереснее

Культура
Москва, 20.09.2007
«Русский репортер» №16 (16)
Интерес к документальному кино понятен и естественен — жизнь всегда увлекательнее вымысла. К тому же хорошее документальное кино сегодня делает важное, хоть и не декларируемое дело: оно противостоит гламуризации жизни и кинематографа, и это тоже приводит в залы зрителей

Международный фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» в этом году проходит в десятый раз, что для подобного мероприятия вообще-то срок небольшой. Но для новосибирского фестиваля, не обладающего такими материальными и организационными ресурсами, какие есть у екатеринбургской «России» или у пермской «Флаэртианы», первый юбилей — важное событие. Тем более что «Встречи в Сибири» — единственный фестиваль документального кино от Урала до Владивостока.

На первый взгляд десять лет назад было не самое подходящее время затевать кинофестиваль. Однако примерно тогда же возникло еще несколько новосибирских фестивалей: «Живая вода», «Сиб-Аль­тера», Рождественский фестиваль искусств. Как ни странно, в наше куда более благополучное время ничего подобного не появилось. «Встречи в Сибири» придумала, организовала и до сих пор проводит Элла Давлетшина. Она говорит, что фестиваль возник благодаря совпадению нескольких вещей: витавшей в воздухе смутной идеи получить поддержку Фонда Сороса и появившейся у нее внутренней потребности не только самой снимать кино, но и организовать для документального кино выход к зрителю. Бюджет фестиваля мал, иногда в программу попадают случайные и не самые новые фильмы, но каждый год обязательно есть пара-тройка лент, заслуживающих внимания. Так, два года назад были показаны «Первые на Луне» Алексея Федорченко — как раз в те дни, когда он получал своего «Золотого льва» в Венеции.

С прямым контактом со зрителями у документального кино всегда были проблемы. Его традиционная ниша — телевидение. Но на нашем ТВ документалистика загнана в ночные «резервации», строго дозируется и не особо востребована. Большая часть того, что под видом документальных лент проходит на телеканалах, не имеет отношения ни к документу, ни к кино. Это особенно досадно, поскольку школа новосибирской документалистики еще жива и традиции ее сильны: и Владимир Эйснер, и Юрий Шиллер снимают новые фильмы и получают призы на различных фестивалях, но увидеть их в Новосибирске сложно. Точнее, увидеть их можно только на «Встречах в Сибири».

Наверное, сочетание растущего интереса к документальному кино (как и ко всему документальному — театру, фотографии) и малой доступности этого жанра и сделало фестиваль «Встречи в Сибири» популярным не только среди профессионалов, но и среди зрителей. Профессионалов привлекают гости, например приехавший в этом году президент Американской ассоциации киномонтажеров Алан Хейм, обладатель «Оскара» за фильм «Весь этот джаз», — он провел мастер-класс для сибирских документалистов. Но за прошедшие десять лет «Встречи в Сибири» стали еще и важным городским событием. За эти годы на фестивале показывали самое разное кино.

В 2001 году фильм Кустурицы про его No Smoking Orchestra собрал полный зал, хотя на остальные показы приходило два-три десятка зрителей. Но уже через пару лет в крошечном зале «Кобра» (ДК Октябрьской революции) яблоку негде было упасть. А в прошлом и в этом году даже на дневных показах большой зал фешенебельной «Планеты кино» был полон, причем в основном молодыми людьми. Похоже, свежий взгляд на реальность становится все более популярным.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №16 (16) 20 сентября 2007
    Преемники
    Содержание:
    Не слабее Путина

    Редакционная статья

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Случаи
    Реклама