Главная реформа

Сцена
Москва, 17.01.2008
«Русский репортер» №1 (31)

Скорее всего, наступивший 2008 год станет пиком реформаторской активности нового президента. Во-первых, именно в начале карьеры любого главы государства общество, как правило, проявляет наибольшее доверие к его обновленческим усилиям. Во-вторых, пока люди только присматриваются к новому лидеру, они более терпимо относятся к его стилю и образу действий. В-третьих, в паре с ним, скорее всего, будет работать человек-талисман. Ведь Владимир Путин, за которым закрепилась репутация на редкость удачливого политика, пообещал, что в случае избрания Дмитрия Медведева президентом он согласится занять пост премьер-министра.

Обстоятельства для нового главы государства складываются весьма благоприятно. Россия пользуется международным авторитетом, а экономический рост набрал инерционную силу.

Россияне оценили все преимущества стабильности. Может даже показаться, что они не очень-то ждут изменений к лучшему, тем более радикальных. Однако наступившая стабильность все еще поверхностна, она не затрагивает очень важные вещи — как если бы в доме подмели пол, сметя весь мусор под диван.

Ясно, что страна все еще нуждается в глубоком реформировании. Неясно другое: какими будут стратегия и последовательность тех реформ, которых ждут пенсионеры, армия, школы и вузы, ЖКХ, органы местного самоуправления, транспорт, растущая промышленность и возрождающееся сельское хозяйство. А ведь каждая из них стоит больших денег! И хотя нам хочется всего и сразу, здравый смысл подсказывает, что нужны хорошо продуманная последовательность действий и правильно расставленные акценты.

Мы уже наблюдали, как при нынешнем президенте где-то в высоких кабинетах были похоронены намерения реформировать административную, судебную, правоохранительную и прочие системы. Каждое из этих преобразований потребует невероятных усилий со стороны государственного аппарата и большого напряжения от общества. Поэтому специалисты, изучавшие международный опыт, обращают внимание на необходимость эшелонированных, последовательных и поэтапных реформ.

Но есть ли у нас такая мудрая голова, которая могла бы верно расставить приоритеты? Есть ли такой удачливый политик, который бы мог угадать, как наиболее эффективно распределить ресурсы и реформаторские усилия? Правом на столь драматичный выбор не должен обладать ни один национальный лидер. Ведь подобные решения требуют не только рациональности, но и согласия и воли всего общества, поскольку в жертву одной реформе неизбежно будут временно принесены все прочие, и проблемы одних людей будут решены, а других — отложены в долгий ящик. Так что ответственность за подобные решения может взять на себя только само общество. И приниматься они должны в политических дебатах. А чтобы такие дебаты могли состояться, нужна реформа существующих политических институтов — не формальное, а реальное разделение властей, свободные СМИ.

В 2005 году Владимир Путин пообещал, что в России будет создано общественное телевидение. Подходит к концу его второй президентский срок, а публичной полемики на телевидении как не было, так и нет. Может быть, он исполнит обещание, уже будучи премьером? А от будущего президента мы ожидаем политических инициатив, которые помогли бы России стать обществом, всем собором принимающим решения о своем будущем. Поэтому первое, что нужно реформировать в нашей стране, — это политику.

Новости партнеров

«Русский репортер»
№1 (31) 17 января 2008
N01 (31) 17 января
Содержание:
Главная реформа

От редакции

Фотография
От редактора
Вехи
Портфолио
Путешествие
Фотополигон
Реклама