Музыка в лицах

3 апреля 2008, 00:00

На открытии в Московском музее современного искусства было столько телекамер, что опоздавший автор с трудом между ними протиснулся. Корбайн сумел сделать себя звездой, делая звездами других

Такой ажиотаж по поводу элитной в общем фотовыставки — и неожиданность, и закономерность. Всемирную славу Корбайну принесли музыканты. Канонические образы многих из них — по сути, его заслуга. Ведь аккорды, голос, студийные альбомы, концертные записи — все это рассчитано на слуховое восприятие. Но при упоминании Джона Леннона, Курта Кобейна, Мика Джаггера и Ника Кейва одновременно с музыкой в памяти возникают их лица. Нередко черно-белые. Нередко с ка­ким-нибудь эффектным выражением.

Более 30 лет Корбайн придумывает, как должна выглядеть музыка. На его счету больше десятка книг, множество обложек альбомов и около 70 клипов: почти весь Depeche Mode, «Heart Shaped Box» Nirvana, «My Friends» для группы Red Hot Chili Peppers и т. д. Недавно он снял фильм «Контроль» о самоубийстве Яна Кертиса, вокалиста английской панк-группы Joy Division. На Каннском кинофестивале в 2007 году эта картина получила награды как «Лучший дебют», «Лучший фильм» и «Лучший европейский фильм».

Профессиональная манера Корбайна видна по одной фотосессии группы U2. На снимке — размытые фигуры молодых людей на фоне горизонта и четкое деревце, оказавшееся в фокусе. Тогда он впервые снимал на советский фотоаппарат «Горизонт». Как с ним обращаться, Корбайн толком не знал: крутил и нажимал наугад. Все как бы совершенно случайно: съемка без дуб­лей, дерево, оказавшееся в фокусе, — и четверо парней, сурово глядящих на зрителя сквозь технический туман. Вроде бы нагромождение случайностей и накладок, но все они у Корбайна оказываются уместными. Потому что музыка и правда должна как-то выглядеть. Потому что мы живем в век визуальной культуры. Потому что стены в комнате надо чем-то заклеивать (например, пос­терами любимых исполнителей). Потому что одно дело — подпевать, а другое — восхищаться образом.