Войти в колею

Тренды
Москва, 24.04.2008
«Русский репортер» №15 (45)
В редакцию «Русского репортера» пришло приглашение поучаствовать в форуме под названием «1520». Мы долго гадали, что же означает это магическое число, ради которого собираются очень серьезные люди вплоть до федеральных министров. У железнодорожников такой вопрос никогда бы не возник: 1520 мм — это ширина российской железнодорожной колеи, которая отличается от всех мировых стандартов

Ширина железнодорожной колеи — один из тех формальных показателей вроде меры длины или названия местной валюты, которые определяют лицо нации. На заре железнодорожного строительства ни о каких стандартах речь не шла. Строили кому как нравилось.

Ширококолейные дороги были дороже, но грузоподъемней. Узкоколейные стоили дешевле, грузов пропускали меньше, зато легко вписывались в сложный рельеф. Из инженерных предпочтений складывался портрет страны. Международного стандарта этой самой ширины колеи, то есть расстояния между внутренними гранями головок рельсов, нет и по сей день.

По мере развития мировой «железки» национальная гордость постепенно становилась головной болью железнодорожников. Перегрузка вагонов с одних тележек на другие при пересечении границ зачастую стоит дороже самой перевозки.

Проблема «колейной» интеграции сегодня — одна из главных в мировой транспортной системе. При этом переходить на единый стандарт пока никто не торопится. Отказаться от многих тысяч родных железных километров — слишком широкий жест. В Европе эта проблема отчасти решается с помощью строительства высокоскоростных магистралей: у них колея везде одного размера.

Есть и другой вариант: одновременное существование разных стандартов. В некоторых странах успешно сосуществуют и «стандартные», и «ирландские», и «метровые» варианты. Не исключено, что скоро европейцы столк­нутся и с «русской» колеей, которая до сих пор не выходила за пределы бывшего СССР и некоторых соседних стран. Недавно железнодорожные ведомства России, Австрии, Словакии и Украины подписали протокол о начале исследовательских работ по продлению ширококолейной железной дороги в Центральную Европу. Планируется, что наша «нестандартная» колея в 1520 мм дотянется аж до Вены!

«Цель проекта заключается в соединении железнодорожной системы Центральной Европы с регионами Транссибирской магистрали. Не исключено, что впоследствии могут быть построены и ответвления в страны бывшей Югославии и Италию. Заинтересованность в участии в проекте есть и у немецких железных дорог», — сообщает пресс-служба РЖД.

Естественно, дело не в абстрактной любви европейцев к «русскому размеру». Просто так удобнее завозить грузы из Китая и других стран Восточной Азии. Но в любом случае приятно, что наши 1520 мм начинают продвигаться на Запад.

Русская колея

Есть знаменитая байка о том, почему российские железные дороги отличаются от европейских. Когда в 40-х годах XIX века строилась наша первая магистраль Петербург — Москва, царя спросили: «Колею будем делать шире, чем в Европе?» Согласно байке, царь недоуменно ответил: «На [нецензурно] шире?!» Царское указание поняли буквально, и к стандартной ширине прибавили лишние 9 см. Настоящая причина, конечно, другая: выбравшие 5-футовую ширину инженеры полагали, что Россия — страна богатая и будет перевозить по «железке» множество тяжелых грузов.

Финская колея

Изначально российские дороги были шириной именно 1524 мм. По не совсем понятным причинам в хрущевско-брежневское время ввели стандарт 1520 мм. Разница в 4 мм не является критической — поезд может спокойно ехать и по тем и по другим рельсам, только колеса от этого изнашиваются быстрее.

Стефенсоновская колея

Впервые была применена в 1825 году Джорджем Стефенсоном на его первой железной дороге, в Англии. Паровозов еще не было, и тяга была гужевой, так что ширину колеи сделали равной стандартному расстоянию между колесами повозки — 4 фута 8,5 дюйма. Эта длина оси в Анг­лии была строго зафиксирована: дороги за столетия были разбиты настолько, что по ним могла проехать только такая повозка. А ее габариты восходят к строителям и первым разрушителям английских дорог — римлянам.

Капская колея

От чего произошло это название, до сих пор не совсем ясно. Одни утверждают, что от Капской провинции в Южной Африке, где эта колея стала впервые использоваться в промышленных масштабах. Другие считают, что К. А. П. — это инициалы Карла А. Филиса (Carl A. Philis), инженера, который внедрил эту колею на изолированных линиях в северной Норвегии.

Метровая колея

Происхождение названия очевидно — в России она применялась исключительно на подъездных путях и шахтных узкоколейках. Большинство «метровых» путей в России уже давно разобрали.

Боснийская колея

Впервые применена в Боснии во время Первой мировой войны. Вариация другой популярной уз­кой колеи в мире — 750 мм. В России эта ширина принята для промышленных узкоколеек.

Иберийская колея

Ширина равна старой испанской мере длины под названием браса. Испанцы и португальцы выбрали более широкие рельсы, чтобы увеличить надежность поездов на горных дорогах.

Индийская колея

Дороги в Индии англичане начали строить в середине XIX века. Они же их и расширили, предвидя нешуточные объемы перевозок.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №15 (45) 24 апреля 2008
    Правительство Путина
    Содержание:
    Амбиции Путина

    От редакции

    Фотография
    От редактора
    Вехи
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама