Вымрут ли пираты

12 июня 2008, 00:00

Совет Безопасности ООН принял уникальную резолюцию, благодаря которой все желающие поохотиться на флибустьеров смогут это сделать вполне легально. Пока — только у побережья Сомали

На днях Совбез ООН единогласно принял резолюцию, разрешающую любой стране посылать свой военный флот в территориальные воды Сомали. Эта беспрецедентная мера назрела давно: ежегодный ущерб мировой экономике от корсаров XXI века оценивается примерно в $15 млрд, и это притом что, по мнению экспертов, более 50% нападений не регистрируются вовсе. Первое и второе места в рейтинге самых опасных для навигации маршрутов из года в год занимают прибрежные воды Индонезии и Сомали. Индонезийские флибустьеры пока могут спать спокойно: представители их страны в ООН «продавили» уточнение к принятой резолюции, гласящее, что ее действие будет распространяться исключительно на территориальные воды Сомали и ни в коей мере не отразится на ситуации в других частях планеты.

А вот сомалийским пиратам теперь, видимо, придется туго. Да, военно-морские силы четырех стран — США, Франции, Германии и Испании, — сосредоточенные в районе Африканского Рога, уже не первый год патрулируют Аденский залив и побережье Сомали. Однако до сих пор их основной целью была борьба с международным терроризмом и контрабандой. Немецким кораблям было даже запрещено вступать в стычки с пиратами. Но даже тем, кто, как США, все же занимался «грязной работой», как правило, приходилось прекращать погоню, поскольку пираты успевали достичь территориальных вод Сомали. Законопослушные крейсеры и фрегаты убирались восвояси: гоняться за корсарами в территориальных водах запрещает международное морское право. Теперь эта возможность открыта для любого военного судна вне зависимости от его гражданства.

Пиратствуют в Сомали уже давно, почти 20 лет — с тех пор как в результате гражданской войны страна лишилась центрального руководства. Однако поначалу местные флибустьеры вовсе не были грозной силой. Их основным занятием был самый обычный рэкет. Небольшие мобильные бригады регулярно «доили» иностранные рыболовецкие суденышки, хлынувшие в прибрежные воды Сомали: из-за общей неразберихи там можно было ловить все что угодно без квот, лицензий и прочих заморочек.

Но постепенно пираты заматерели, прикупили оружие и технику и начали заглядываться на более крупную добычу. Сухогрузы, танкеры, яхты, лайнеры — ничто уже не казалось «слишком». В прошлом году вблизи Сомали было совершено более 30 захватов. В этом — уже 26. За взятое в заложники судно и его экипаж пираты требуют немалый выкуп. И в большинстве случаев они его получают. Например, только в этом году они «заработали» $700 тыс. на российском буксире «Свицер Корсаков» и $2 млн — на французской яхте «Зефир». Были также отпущены еще несколько захваченных судов, однако условия освобождения неизвестны.

«Бесплатные» случаи спасения из рук пиратов можно пересчитать по пальцам одной руки. Как-то это удалось грузинским морякам, проведшим в плену 225 дней, — они втихаря удрали в нейтральные воды прямо на своем танкере. Их северокорейские коллеги умудрились повязать пиратов, пока те отбивались от американского вертолета. Французы утверждают, что вернули себе значительную часть средств, заплаченных за «Зефир», отправив в погоню за увозившими выкуп флибустьерами группу спецназа. Некоторым капитанам удавалось уходить от пиратов в открытое море под шквальным огнем автоматов и гранатометов. Самый известный пример — героические действия капитана пассажирского лайнера Seabourn Spirit и его старшего помощника, которые, несмотря на ранения, отбили атаку при помощи водомета и акустической пушки.

Однако счастливые прецеденты до сих пор оставались исключениями на фоне общего правила: корабли угоняют, пираты обогащаются. Собственное бессилие признало и правительство Сомали, которое неспособно контролировать даже территорию страны, не говоря уж о самой протяженной береговой линии в Африке — более 3 тыс. км. Оно-то и обратилось в ООН с просьбой о помощи. Мировое сообщество прислушалось. Вопрос в том, испугаются ли пираты…