Интересная у нас в стране сейчас атмосфера. Вроде как все ждут перемен к лучшему, просто праздник какой-то (см. "Обещание перемен") в духе спортивных успехов прошедшей весны и гола Зырянова на чемпионате Европы. Президент и премьер обратились уже почти ко всем — и к судьям, и к бизнесу, и к врачам, обещая перемены. Причем оба государственных лидера уверяют, что они на стороне граждан, а не госаппарата.
Конечно, чтобы начать всерьез строить дороги, модернизировать медицину, готовить профессиональных сержантов для армии и где-то набирать сильных и авторитетных судей, понадобятся время, наивысшая квалификация государственных управленцев и очень большое желание. Но в такой атмосфере какие-то перемены не могли не начаться уже сейчас, так сказать, спонтанно.
Невооруженным взглядом видно, что за последнюю пару месяцев произошел взрывной рост сообщений о борьбе со взяточничеством всех толков. Помните, как в «Одесских рассказах» Бабеля:
«Он собрал участок и сказал им речь.
— Новая метла чисто метет, — ответил Беня Крик. — Он хочет облаву. Дальше».
А дальше вот что. Есть собственно «облавы» — громкие дела вроде ареста двух майоров департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД за вымогательство 1,5 млн евро. Но одновременно региональные информагентства часто сообщают о задержании то врача, то преподавателя вуза за взятку в размере порядка 700 рублей.
Проблему «новой метлы» легче всего увидеть по развернутой кампании борьбы со взятками на дорогах. Например, 16 июня было объявлено, что в Сахалинской области только в этом году было расследовано три уголовных дела против милиционеров и (внимание!) два дела заведено против водителей по факту дачи взятки. Один из гаишников получил три года общего режима, а гражданам-взяткодателям чиновники бравурно обещают до шести лет лишения свободы. Думаю, что аналогичные инициативы есть в большинстве регионов, по крайней мере сообщалось об уголовных делах против водителей в Москве.
По-моему, это не борьба с правовым нигилизмом, а подрывная деятельность. То есть было бы подрывной деятельностью, если работать системно, на полную катушку, и засадить за решетку миллиона два водителей и гаишников, в очередной раз установив мировой рекорд по количеству собственных граждан, находящихся в тюрьме. А так это просто саботаж: несколько вполне обычных мужиков, причем, скорее всего, в результате намеренной провокации следователей исполняющих план по валу, получат срок, и на этом «облава» закончится.
А ведь у нас, по данным Следственного комитета, дающих взятки выявляется в 2,5 раза больше, чем берущих. То есть при прочих равных лихоимец и мздоимец скорее избежит наказания.
Спору нет, наказание преступников и «чистка рядов» — дело важное. Но проблема каждый раз оказывается чуть глубже, чем казалась. Ведь не только бандиты, но и обычные граждане подчас живут за счет полулегального бизнеса, а хозяйственный уклад с наскоку не изменишь.
Задачи, которые стоят перед государством, сложнее, чем просто написать хорошие законы и силой принудить народ их исполнять. Некоторые плохие обычаи невозможно сломать через колено с помощью «облавы».