Человек как фактор

Сцена
Москва, 10.07.2008
«Русский репортер» №26 (56)

«Не дай бог, человек станет циником. Сядет в кабину, а главная цель — получить сто тысяч. Он убьет. Обязательно убьет!»

И это правда. Но в последние пару десятилетий прагматичный, «рыночный» стиль обсуждения проблем страны в моде. Технические обстоятельства аварий и зарплата пилотов — вещи понятные. А «человеческий фактор» — загадка. Ну что могут поделать государство или частная компания с человеком, с его принципами, профессиональными ценностями, моралью? Платить больше?

Нет, не только. И дело не в том, чтобы читать мораль, дело во владении современными методами управления технологически и социально сложными объектами. Денежные, либеральные стимулы очень важны, может быть, они эффективнее всего на свете. Но если для менеджера по продажам денежное стимулирование в зависимости от эффективности его труда всегда благо, то летчик, думающий только о том, как сэкономить топливо, — потенциальный самоубийца и убийца.

С точки зрения быстрой прибыли компании выгодно иметь пилотов, которые умеют работать только в штатных ситуациях. Потому что обычных полетов и штатных ситуаций гораздо больше, чем аварийных: настоящий профессионал при современном состоянии техники и автоматического управления нужен не так часто, к тому же с ним хлопотно — он не побоится отменить вылет, не станет рисковать, экономя топливо, придется постоянно выделять ресурсы для поддержания его высокой квалификации. Это с точки зрения тупой прагматики.

А с точки зрения здравого смысла высокий профессионализм нужен всегда. Потому что одной, может быть, ужасно редкой, нештатной ситуации — в полете, на атомной станции, на хирургическом столе — достаточно, чтобы случилось непоправимое. Невидимая рука рынка может отрегулировать многое, но не это.

Стремление к достижению высокого профессионализма и профессиональная этика существуют в другом масштабе времени, чем ежеквартальные прибыли. Их жизнь исчисляется поколениями и передаются они через живых людей. Преподаватели в летных училищах, получающие до смешного маленькую зарплату — по крайней мере, те из них, которые сами не деморализованы, пытаются передать собственную любовь к профессии и ее принципы курсантам. Они делали это и тогда, когда зарплату им и вовсе не платили. Но новое поколение в массе другое. И это понятно: если профессиональная доблесть ассоциируется с бедностью — получается обратный эффект, тот самый цинизм ценою в сотни жизней. И это не проблема отдельных молодых пилотов, а сбой в организации, слабое качество государственного управления как главная проблема страны. А что будет, когда уйдет последнее советское поколение носителей профессиональной этики в авиации, медицине, энергетике и других жизненных сферах?

Собственно, развитые страны отличаются от недоразвитых тем, что умеют управлять максимально сложными технологичес­кими областями: авиацией, атомной энергетикой, медициной, наукой, то есть теми, где «человеческий фактор» — главное. А кто не в состоянии этому научиться, обречен на дикость.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №26 (56) 10 июля 2008
    Авиация
    Содержание:
    Фотография
    Вехи
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама