«Приготовьтесь, будут грабить…»

Актуально
Москва, 29.01.2009
На польском и чешском участках сообщения с Европой возрождается давно забытое явление: поезда снова грабят. Последний раз эта проблема всерьез тревожила российских туристов в неспокойные девяностые. Однако нынешний кризис, похоже, способствует возрождению диких нравов — впору вспоминать забытое искусство блокировки двери купе изнутри

Пассажиров поезда Прага — Москва, возвращавшихся на родину после Нового года, среди ночи разбудили крики на ломаном русском: «Выходите из купе! Ограбление!» Туристам повезло: в вагоне оказалось несколько крепких мужиков, которым были знакомы приемы рукопашного боя. Оказавшись в коридоре, они увидели перепуганную проводницу с приставленным к ее горлу ножом. Недолго думая, наши люди скрутили нападавших и освободили женщину.

— Ну что, здесь их валить будем или как? — спросил один «русо туристо» другого.

Второй засомневался:

— А может, не надо?..

— Да ты меня не понял. Я говорю: на пол валить их будем или пусть так стоят?

Одного из героев звали Александр Павлов. Он даже запомнил название станции, возле которой произошел инцидент, — Богумин. Небольшой такой поселок у подножия Моравских гор.

— Когда я вышел на крики, там было четверо нападающих с небольшими ножами, — рассказал участник событий корреспонденту «РР». — Скрутить их нам особого труда не составило — преступники, похоже, просто не ожидали, что получат отпор. Но для человека, который не служил в ВДВ, они представляли серьезную опасность. Со слов проводницы я понял, что они попали внутрь, открыв дверь своим ключом — на этом участке поезд притормаживает. Потом собирались нажать стоп-кран и отцепить наш вагон. Если бы не мы, возможно, так бы все и произошло. Кто такие? А бог его знает! Такие черненькие, грязненькие и плохо пахнут. То ли албанцы, то ли цыгане. Полиции в поезде не было, поэтому мы их выбросили из поезда и по­ехали дальше.

— Не били?

— Ну, так. Немного. Потом разговорились с проводниками и узнали, что такие происшествия в последнее время происходят очень часто. В нашем составе были еще два чешских вагона, венский и братиславский, но нападают почему-то именно на российские. Наверное, потому что в других вагонах все купе снабжены двумя замками и цепочкой, а у нас — никаких средств защиты. Когда мы спросили про охрану, нам ответили, что в европейских странах аналога нашей линейной милиции не существует, вот если кого-нибудь убьют, тогда на ближайшей станции «сядет полицейский и все исправит». Обидно, что остальные мужчины не вышли. Говорят, что спали, но я не верю. В общем, все зареклись ездить в Европу поездом. Хотя… Мы, например, из-за романтики на самолет не сели, вот и получили романтики столько, что мало не показалось.

Инцидент произошел в ночь с 3 на 4 января. Но, как оказалось, это ограбление было в те дни далеко не единственным.

— Нам просто феноменально «повезло»: наш вагон подвергся нападению по дороге и туда, и обратно, — рассказала «РР» еще одна пассажирка поезда Прага — Москва Вера Чичкова. — Еще когда мы только выезжали из Москвы, проводница сказала: «Приготовьтесь, ночью будут грабить». Она заблокировала двери в вагон железной палкой и, как только увидела бегущих по  насыпи людей, стала свистеть и кричать: «Полиция!» Они отстали, и мы восприняли это как веселое приключение. На обратном пути у нас была другая проводница. Мы на всякий случай спросили ее, не будет ли ночью нападения. Но она успокоила, сказав, что все это глупости. Часа в три ночи в коридоре раздались крики. Грабители пытались прорваться в купе. Дверь держали всем коллективом. Я потом спрашивала проводницу: «Почему вы нас не предупредили, мужчины бы дежурили!» Она ответила: «Я что — из-за вас должна жизнью рис­ковать? Пассажиры все попрячутся, а мне что с этими грабителями делать?!» Утром пришла начальник поезда и сказала, что вообще-то в последнее время было тихо, но накануне Нового года почему-то опять началось. Мы спросили, что это за люди? Она ответила, что это банда албанцев — они живут в небольших лесах на границе Польши и Чехии. Никакой милиции в нашем поезде тоже не было.

В чешском посольстве корреспонденту «РР» посоветовали в таких случаях обращаться в местную полицию. Добавив, что слышат об этой проблеме впервые. Турфирма «Калипсо» и агентство «ТурПилот», продавшие туры в Прагу героям этого репортажа, тоже ни с чем подобным не сталкивались. «Но мы всегда рекомендуем своим клиентам летать самолетами, — добавил директор фирмы “ТурПилот” Валерий Чистов. — Тем более что железнодорожные и авиабилеты на этом направлении стоят уже почти одинаково».

И только в линейном ОВД на станции Москва-Белорусская не удивились:

— Таких случаев много и в Польше, и в Чехии. К нам периодически обращаются.

— А почему в поездах нет милиции?

— Мы сопровождаем их только до Вязьмы. Далее ответственность за безопасность вагонов переходит к правоохранительным органам тех стран, по которым они едут. Сами подумайте: кто нас с оружием в другое государство пустит?

«Обеспечение безопасности пассажиров при проследовании их по территории иностранных государств находится в ведении правоохранительных органов этих государств, — подтвердила нам в официальном письме пресс-служба ОАО “РЖД”. — При этом сопровождение поездов силами правопорядка в указанных странах не практикуется».

По официальным данным, за последние два года произошло всего пять случаев проникновения зло­умышленников в российские поезда на территории Чехии. Но, скорее всего, это говорит лишь о том, что пострадавшие россияне никуда не обращаются, а предпочитают решать свои проблемы самостоятельно.

Как запереться в купе

  • закрывать на обычный замок. Он легко открывается любым треугольным ключом или даже плоскогубцами
  • подстраховываться тем, что в правом верхнем углу двери открывать стопарь, который якобы не дает двери открыться, даже если открыть замок. Дело в том, что этот стопарь можно легко захлопнуть обратно обычной линейкой, если просунуть ее снаружи в щель между стенкой и дверью.
  • кроме всего вышеперечисленного, берется обычное прочное полотенце, обматывается вокруг замка и привязывается к лестнице, по которой забираются на верхнюю полку. Самый надежный способ — особенно, если использовать его в совокупности с первыми двумя.

У партнеров

    «Русский репортер»
    №3 (82) 29 января 2009
    Убийство адвоката
    Содержание:
    Судьба поколения

    От редакции

    Фотография
    Вехи
    Без рубрики
    Путешествие
    Фотополигон
    Реклама