Там, где право — утопия

16 июля 2009, 00:00

От редакции

В нашей стране, чтобы купить участок земли, квартиру или дачу — любое движимое или недвижимое имущество, — нужно не только накопить денег, но и набраться смелости, куражу, а также проявить смекалку и неординарную практичность, обезопасив себя от возможного мошенничества. А житейская мудрость и опыт диктуют: поступай с любым партнером по сделке так, как если бы он был аферистом. Поэтому, если жизнь припирает и нужно купить подержанную машину или квартиру на вторичке, в первую очередь мы обращаемся к тем, кому доверяем: к знакомым или родственникам. То есть ищем не правовых гарантий, а полагаемся на личные отношения.

Но на честном слове, на сетях доверия не может строиться бизнес, не может быть гармоничным или укрепляться экономическое тело страны. И если нет права, гарантий собственности — не будет рынка, не будет инвестиций. Там, где право — это еще утопия, существование юридических лиц — большая условность. Впрочем, и о «нотариусе» можно говорить только в кавычках, поскольку его рука не может удостоверить присутствие закона в документе или контракте. Да и цена такой бумаге — грош.

Проблемы доверия нотариальной системе столь велики, что появляется соблазн перевернуть, перестроить ее самым радикальным образом. Ну, например, как во Франции. Сначала одним махом превратить их всех в государственных служащих. Затем ввести правило солидарной ответственности, когда акт о передаче собственности обретает статус официального, если под ним подпишется не один, а два нотариуса. Но в стране, где право — утопия, смогут сговориться не только двое, но и трое, а то и больше — целое государственное учреждение.

Ну, можно было бы заменить процедуру экзамена открытым и жесточайшим конкурсом и, как в Испании, допускать к нему лишь тех, кто уже имеет профессиональный стаж не менее девяти лет. Ясно, что и это не сработает там, где не знают ни честных тендеров, ни справедливых экзаменов. Но ведь ситуация с нотариусами совсем отчаянная — может, эту древнюю профессию можно было бы вообще упразднить и перенести легализацию всех сделок в суды? Вон в англосаксонских странах не множат юридические сущности и прекрасно обходятся без всяких нотариусов. Конечно, можно и так, но есть ли у нас суды честные и авторитетные?

По большому счету мы прекрасно понимаем, что честные нотариусы после очередной, пусть даже самой радикальной, институциональной рокировки не появятся. У нас убивают не только нотариусов. Гибнут и судьи, и прокуроры, и следователи. Все ключевые персонажи правовой системы находятся в зоне риска. Нотариусы — лишь часть коррумпированной сверху донизу правовой системы. И все ее дефекты объяс­няются тем, что наглость и мощь больших денег, нечестного бизнеса, рейдерства, пресловутого «административного ресурса» всегда или почти всегда пересиливают все существующие институты права.

Реформирование нотариата, таким образом, может стать лишь временным утешением, но не решением проблемы. Война с коррупцией должна быть тотальной, системной и в сегодняшних условиях даже жестокой. В конце концов, у нас и президент, и премьер — оба юристы. Кому, как не им, понимать, что время для политических маневров и пустого реформаторского зуда истекло, что сформировался общественный запрос именно на войну, которая не знает компромиссов. И нужны осязаемые результаты. Здесь и теперь.