«Я вчера вышла на улицу и поняла, как все изменилось: был XIX век, стал XX», — говорит героиня Чулпан Хаматовой в «Гарпастуме» (2005), действие которого разворачивается в 1914 году. Кино и литература последних лет формируют образ ностальгической России — или даже нескольких. Мы обостренно чувствуем разрыв между временами. Отечественная история ХХ века дискретна: общественно-политическая ситуация менялась так быстро, что даже границы между десятилетиями ощущаются почти как государственные. Да мы и зовем их эпохами: 1930-е, 1980-е, 1990-е… В какие годы ХХ века у нас была страна, в которую хотелось бы вернуться?
1913 ностальгический образ России в это время Пик «золотого века»
Российской империи, время богатства и процветания. Экономический бум совпал с трехсотлетием дома Романовых: кажущаяся нерушимость царской власти сочеталась с движением к конституционной монархии. Период стабильности, на поверку оказавшейся весьма хрупкой
произведения
фильмы
«Россия, которую мы потеряли» (1992), «Гарпастум» (2005)
книги
Александр Кабаков «Беглецъ» (2009)
1930-е ностальгический образ России в это время
«Золотой век» новой советской интеллигенции, в реальности закончившийся репрессиями 1937 года. Чистые улицы, равные возможности, физкультура, оптимизм. Катастрофы — массовые репрессии и Великая
Отечественная война — еще впереди, но об этом никто не знает: все заняты строительством новой страны
произведения
фильмы
«Утомленные солнцем» (1994), «Дети Арбата» (2004)
книга
Владимир Карпов «Генералиссимус» (2008)
1980-е ностальгический образ России в это время
«Золотой век» русского рока и социального протеста вообще. У страны переходный возраст — период тяжелый, но романтический. «Мы ждем перемен», дискотеки в сельских клубах, лосины и начесы, перестройка и гласность. Время предчувствия событий, в результате которых государство перестанет существовать
произведения
фильмы
«Мама» (1999), «Зависть богов» (2000), «Груз 200» (2007)
книги
Владимир Сорокин «Очередь» (1984, 1992, 1999), Ольга Славникова «Бессмертный» (2001)
1990-е ностальгический образ России в это время
«Золотой век» свободы и безграничных возможностей. Полностью реализован лозунг «Кто был никем, тот станет всем» — время, когда путешествие из грязи в князи и обратно могло занять всего пару дней. Культ демократии и свободы слова, активная политика и бизнес — время предельной самореализации, которое закончилось войнами в Чечне, терактами и схлопыванием политических свобод
произведения
фильмы
«Бригада» (2002), «Олигарх» (2002), «Жмурки» (2005)
книги
Виктор Пелевин «Generation “П”» (1999), трилогия Сергея Кузнецова «Семь лепестков», «Гроб хрустальный» и «Серенький волчок» (2003–2004)