Русский медведь и австрийская пальма

28 января 2010, 00:00

В мировом кино стартовал премиально-фестивальный сезон. В январе раздали «Золотые глобусы», 2 февраля огласят номинантов на 82-й «Оскар», а 11-го откроется 60-й Берлинский кинофестиваль. «Русский репортер» выбрал главные кинонаграды, не дожидаясь решений жюри, и раздал их фильмам, которые просто обязаны победить

«Оскар»

Объявление лауреатов — 7 марта

В Голливуде умеют делать массовое кино, которое реагирует на вызовы времени и предлагает зрителям идеи, наиболее востребованные обществом в данный момент. Например, в прошлом году, в разгар финансового кризиса, лучшим фильмом стал оптимистичный «Миллионер из трущоб» — кино о том, что, несмотря ни на что, все будет хорошо.

Наш выбор: «Аватар» Джеймса Кэмерона. Первый образец кинематографа будущего и одновременно фильм о будущем, в котором не останется природных ресурсов, а люди наконец-то станут жертвами собственной алчности. Кэмерон предлагает человеку возлюбить уже не ближнего, а чужого — например, синекожее существо с планеты Пандора. И в результате самому стать чужим, преодолев свою человеческую природу и выйдя на новый уровень развития.

Берлинский кинофестиваль

11–21 февраля

Приоритет фестиваля — социально-политическое кино. Почти каждый год здесь показывают картины о Второй мировой, современном фашизме и локальных войнах. Но в последнее время Берлин все больше склоняется к чистому авторскому кино, которое занимается экзистенциальными проблемами человека и не интересуется социальной публицистикой.

Наш выбор: «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Единственный российский фильм в главном конкурсе юбилейного Берлинале. Действие происходит на чукотском острове, где нет никого, кроме начальника полярной станции и его молодого стажера. Между ними начинается психологическая борьба. Два актера, документальная фактура, почти никакой музыки и болтовни — по-настоя­щему современный фильм без признаков «провинциальности», которой страдает русский артхаус.

«Золотой орел»

Объявление лауреатов — 29 января

Возникновение «Золотого орла» — результат разброда, который царит в нашем кино уже лет десять. «Орел» отвергает все, что может поддержать «Ника». Его фаворит — «народное» кино, которое отвечает госзаказу на патриотизм, но почти всегда проваливается в прокате и не добирается до международных фестивалей. Премия ориентируется на мейнстрим, но проблема в том, что в русском кино его по-прежнему почти нет.

Наш выбор: «Петя по дороге в царствие небесное» Николая Досталя. Фильм — единственный из нынешних номинантов «Орла», способный примирить сторонников и противников премии. История о добром чудике, живущем в лагерном поселении, воскрешает в памяти лучшие образцы советского народного кино, но и показывает, что на самом деле творилось в стране.

«Ника»

Объявление лауреатов — апрель

Первая российская национальная кинопремия «Ника» с 1987 года поддерживала новое кино о новой России. Но ее история — это история классического русского либерала: от короткого успеха до конфликта с консервативной властью (в лице Никиты Михалкова) и полного нежелания сопротивляться.

Наш выбор: «Бубен. Барабан» Алексея Мизгирева. Режиссеры старой школы обвинили его в «очернительстве родины». Но в истории о повзрослевшей «маленькой Вере» (Наталья Негода) главное — не чернушные бытовые обстоятельства, которые в любой глуши одинаковы, что в российской, что, например, в американской, а извечное отсутствие любви и невозможность побороть судьбу, которая губит человека, а он так и не понимает, за что и почему.

Каннский кинофестиваль

12–23 мая

Концепция Каннов проста: это сливки мирового кинематографа, лучшие фильмы года, сделанные нынешними и будущими классиками. Конкурс очень жесткий, отказать здесь могут любому, даже любимчикам.

Наш выбор: «В подвале» Ульриха Зайдля. Австриец Зайдль лучше других диагностирует нынешнюю Европу и современного человека вообще. При этом его картины проникнуты бесконечным сочувствием к людям. Его новый фильм — исследование того, что происходит в подвалах, то есть в подсознании, австрийских и прочих бюргеров. В его основе — история обычного жителя Австрии Йозефа Фритцля, который на протяжении двадцати четырех лет насиловал родную дочь, держа ее в подвале собственного дома.

Фото: AFP/EAST NEWS (4); РИА НОВОСТИ; ИТАР-ТАСС (2); EPA; PHOTOXPRESS (2); Георгий Шпикалов/PhotoXPress