«Никто не знает, каким будет госзаказ»

13 мая 2010, 00:00

Директор московской гимназии № 45 Михаил Шнейдер рассказал «РР», почему возникает паника вокруг закона и чего в нем действительно стоит опасаться

Активно муссируются слухи, что уже с 2011 года в школах останется только три бесплатных урока, а за все остальное родителям придется платить.

Это миф и абсурд. Кто-то пустил слух, информация попала в СМИ, и все завертелось… Никакой установки на этот счет сверху, то есть от департамента образования, не было. Всеобщая паника отчасти объясняется отсутствием внятной информации о новом законе. Масштабнейшая реформа была одобрена и проведена в минимальные сроки. А когда нет разъяснений, рождаются «страшилки».

Правильно ли мы понимаем, что сейчас существуют стандарты, сколько бесплатных уроков положено каждому ребенку за учебный год, и эти стандарты никто не отменяет?

Да. В каждом регионе составляется базисный учебный план с определенным количеством часов по тому или иному предмету. Это то, что должна давать школа за бюджетные деньги. Кроме того, сейчас под руководством Александра Кондакова (гендиректора издательства «Просвещение». — «РР») разрабатываются новые учебные стандарты, еще более детализирующие образовательный процесс.

Но если ничего не меняется, откуда всеобщая паника?

Не меняется теоретически. Фактически мы не знаем, какой будет величина субсидии в рамках госзаказа. Об этом в новом законе не сказано ни слова. Возможно, эта сумма
будет адекватной, а возможно, меньше того, что мы сейчас получаем по смете. Тогда выходов немного: снижать зарплату педагогам либо брать деньги с родителей. Плюс те же коммунальные расходы, например, в Москве оплачиваются не в рамках сметы, деньги отдельно дает департамент образования. Получается, после того как закон начнет действовать, это ляжет на школу.

Поэтому некоторые директора уже сейчас вызывают родителей на собрания и говорят, что скоро придется раскошелиться…

На данный момент все это совершенно незаконно. Во-первых, как я говорил, не отменяются стандарты бесплатного образования. Во-вторых, пока не известна величина госзадания и то, сколько денег школам придется добирать платными услугами. Наша гимназия ничем подобным не занимается. А вообще, главный недостаток закона, думаю, в том, что руководителей заставляют не думать о качестве образования, а делать бизнес. Но школа не место для бизнеса, внебюджетные средства должны дополнять, а не замещать государственное финансирование.