Обнаружены планеты с неправильными орбитами

3 июня 2010, 00:00

Ипсилон Андромеды — звезда, дрейфующая по космосу в 44 световых годах от нас. Вокруг нее вращаются по меньшей мере три планеты, открытые земными наблюдателями еще в 90-е годы. Команда американских астрономов обработала данные о движении этих планет, полученные за несколько лет наблюдений космической обсерваторией «Хаббл» и несколькими наземными телескопами.

Обнаружилась удивительная вещь: две из трех планет вращаются по орбитам, наклоненным друг к другу под углом в 300 градусов. Теория образования планетных систем говорит обратное: все планеты должны располагаться в одной плоскости, поскольку они возникли из остатков газо­пылевого диска, не пошедших на постройку центрального светила. Ипсилон Андромеды теорию нарушает. Тому может быть несколько объяснений: например, планеты при рождении могли столкнуться друг с другом, или посторонняя звезда могла своим притяжением разбалансировать их орбиты. А могла повлиять и вторая звезда системы — красный карлик с неизвестной орбитой, приближающийся к главному солнцу раз в 10 тысяч лет.

Источник: Out of whack planetary system offers clues to a disturbed past // HubbleSite. News release number: STScI-2010-17.