Что могут открыть студенты

3 мая 2012, 00:00

По материалам докладов, присланных на МНСК-2012

Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

Миллион лет назад по Якутии бродили слоны

Берега якутской реки Адыча — настоящий рай для палеонтологов. Студент Иннокентий Стручков изучил кости древних животных из фонда музея адычинской средней школы и своей собственной коллекции. Выяснилось, например, что около 0,5–1,5 млн лет назад на территории нынешней Якутии одновременно с мамонтами жили и слоны, которые по размерам не уступали мамонтам.

В плейстоцене здесь, как и сегодня, было много лошадей. Но если высота в холке современных животных — всего около полутора метров, то обитавшие здесь миллион лет назад непарнокопытные достигали 230 см. А коренные верхние зубы у них были почти в 2,5 раза больше, чем у нынешних лошадей.

И. Стручков (Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск). «Млекопитающие плейстоцена бассейна реки Адыча»

Ресторанное меню управляет нашей кровью

rep_246_050-3.jpg Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

«Обжаренное на оливковом масле филе морского волка под соусом из мидий с пюре из болгарского перца», «Пряная буженина и свиной бок с листьями салата, огурцом и морковью», «Фузили с кусочками лосося в оригинальном сливочно-винном соусе с фенхелем, морковью и укропом» — это фрагменты из стимульного материала, который использовался во время психофизиологического эксперимента.

Пока испытуемые читали с экрана меню дорогих ресторанов, лазерный анализатор, закрепленный на руке, замерял работу их периферийных кровеносных сосудов. Выяснилось, что в ответ на описание особо соблазнительных блюд микроциркуляция крови заметно активизировалась, некоторые показатели возрастали чуть ли не в два раза. Получается, что даже мысли о еде заставляют наш организм работать по-другому.

А. Полякова (Смоленская государственная медицинская академия). «Методика изучения влияния пищевой вербальной стимуляции на микроциркуляцию крови»

Гроза предрекает землетрясение

rep_246_050-4.jpg Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

Прошлогоднее землетрясение в Японии, во время которого погибли более 20 тысяч человек, можно было предсказать почти за две недели. Земля свя- зана с небом: напряжение в литосфере влияет на ионосферу, в результате чего меняются амплитуды грозовых сигналов. Информацию о мощных сейсмических толчках 9 и 11 марта 2011 года, согласно расчетам, содержали в себе грозовые радиосигналы от 25 и 28 февраля. Увы, такую зависимость удалось получить уже после катастрофы.

В. Аргунов (Северо-Восточный феде- ральный университет им. М.К. Аммосова, Институт космофизических исследований и аэрономии СО РАН), «Анализ вариаций амплитуды грозовых сигналов, проходящих над эпицентрами землетрясений»

Секс и аллергия влияют на женский нюх

rep_246_051-1.jpg
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

Сибирские биологи любят изучать сексуальные запахи. Считается, что у человека есть две обонятельные системы: основная и дополнительная. Первая отвечает практически за все летучие вещества, вторая — только за феромоны, то есть биологические сигналы, которые одна особь передает другой.

Молодые ученые решили разобраться, в чем различие между восприятием запахов бутанола и осмоферона. Первое вещество используется в качестве растворителя для лаков и красок, второе отно-сится к классу феромонов. На сайтах секс-шопов о нем пишут: «Вызывает романтические чувства… Является дополнительным фактором привлечения сексуальных партнеров».

Испытуемые — сорок девушек в возрасте от 18 до 23 лет — нюхали и оценивали оба эти вещества. Выяснилось, что оценка привлекательности феромона связана с фазой менструального цикла, сексуальным опытом барышень и наличием аллергических заболеваний. В случае с бутанолом эта зависимость не была столь четкой.

К. Зубрикова, А. Бедарева (Кемеровский государственный университет), «Восприятие запахов бутанола и осмоферона»

Чайки тоже грозят нам гриппом

rep_246_051-2.jpg Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

Ученые хорошо знают, что переносчиками птичьего гриппа могут быть куры, гуси, перепела, фазаны. А вот чаек они почему-то под этим углом зрения до сих пор не рассмат­ривали. Оказалось, что они не хуже других могут разносить смертельную инфекцию.

Биологи изолировали в лаборатории сизых чаек и сознательно инфицировали их вирусом H5N1. В ходе эксперимента у подопытных птиц были зафиксированы диарея, снижение аппетита, гиперемия зева, конъюнктивит, снижение двигательной активности, нарушение координации. В течение месяца больше четверти из них погибли. Но самое неприятное: у всех птиц вирус сохранялся и в тканях, и в экскрементах, то есть чайки вполне могут являться разносчиками инфекции.

Е. Шерстков (НГУ, ГНЦ «Вектор»). «Исследование особенностей экспериментальной инфекции, вызванной вирусом гриппа птиц H5N1 у сизой чайки»

В морозы наш мозг работает по-другому

rep_246_051-3.jpg Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

Вдыхание холодного воздуха активизирует кору головного мозга. Это удалось установить экспериментально: испытуемым давали подышать воздухом, охлажденным до температуры –20°С, и при этом фиксировали показатели с помощью электроэнцефалографа.

«Адаптивные процессы, развивающиеся при раздражении холодовых рецепторов гортани, затрагивают не только подкорковые центры терморегуляции, но и вовлекают практически всю кору больших полушарий», — пишет автор работы. Не исключено, что именно поэтому, выскочив на улицу в мороз, мы начинаем мыслить как-то иначе, чем в теплом помещении.

Д. Нахамчен (Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания СО РАМН).

«Электрическая активность головного мозга на фоне различных режимов вентиляции и реактивность дыхательных путей к холодному воздуху у здоровых лиц»

Канализация не боится антибиотиков

rep_246_051-4.jpg Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

Мы, конечно, подозре-вали, что в сточных водах нет ничего хоро­шего. Но чтоб на-столько… Эксперимент показал, что среди обитающих там бактерий почти половина обладает лекарственной устойчивостью, причем большинство штаммов способно сопротивляться сразу нескольким классам антибиотиков. «Существует потенциальная опасность возникновения случаев инфекционных заболеваний, вызванных полирезистентными микроорганизмами сточных вод», — печально констатирует автор.

А. Никитина (Вятский государственный университет). «Исследование резистентных к современным антибиотикам бактерий, выделенных из сточных вод в городе Кирове»

Капрон может узнавать молекулы

Обычный капрон, из которого делают куртки и рыболовные лески, может превратиться в инструмент диагностики. При переходе из жидкого состояния в твердое капрон способен «запоминать» форму белковых молекул и потом их «узнавать». В Новосибирске создана и протестирована система, которая может распознавать альбумин, гемоглобин и другие важные белки.

Р. Булушев (НГУ, ИХБиФМ СО РАН). «Структурированный капрон, способный к молекулярному распознаванию»

От наноимпульсов мыши худеют

rep_246_052-1.jpg Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

Очередной эксперимент с мышами: на миллиардные доли секунды бедных животных подвергали мощному микроволновому излучению. И оказалось, что оно может воздействовать на клетки жировой ткани. Количество жира пусть и не во всех случаях, но все-таки снижалось. Не исключено, что когда-нибудь наносекундные импульсы заменят изнурительные диеты.

А. Керея (Томский государственный университет). «Изменение количества жировой ткани у мышей после воздействия нано-секундного импульсно-периодического микроволнового излучения»

ВИЧ и энцефалит будут закапывать в нос

rep_246_052-2.jpg Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС
Фото: Alamy/ИТАР-ТАСС

Нам уже давно обе­щают, что вот-вот начнется эра генной терапии. «Правильные» гены, попав к нам в организм, будут производить «правильные» белки и исцелять нас от множества недугов. Идея, конечно, соблазнительная, но пока непонятно, как доставлять эти терапевтические гены в нужный орган.

Молодые новосибирские биологи создали конструкцию из вирусов клещевого энцефалита и ВИЧ, после чего закапали ее крысам в нос. Возбудители страшных болезней были предварительно обезврежены и использовались как транспортное средство для переноса генов в клетки головного мозга. Эксперимент показал, что нужный ген действительно добирается до мозга и начинает там работать.

Л. Шаламова, А. Рыжиков (НГУ, ГНЦ «Вектор», ЗАО «Эпитек»). «Разработка ленти-вирусной системы направленной доставки терапевтических генов в головной мозг»

«Гордый» стал положительнее

Используя Национальный корпус русского языка, филологи выяс-нили, как менялось употребление слова «гордый» на протяжении последних ста лет. В начале XX века это прилагательное упот­реблялось в значениях «имеющий чувство собственного достоинства» и «высокомерный» примерно в равном количестве случаев. Но к концу века использовать слово «гордый» в негативном смысле стали заметно меньше.

О. Кузнецова (Томский государст­венный университет). «Семантическая эволюция лексемы “гордый” в русском литературном языке XX века»