Сити без менеджера

Актуально
Москва, 05.07.2012
«Русский репортер» №26 (255)
Губернатор Подмосковья Сергей Шойгу разрубил гордиев узел двоевластия в Сергиевом Посаде: после нескольких месяцев конфликта мэра и сити-менеджера он добился отставки обоих и потребовал провести всенародные выборы градоначальника. И заодно заявил, что хочет вернуть выборы мэров во всех городах области. Отказ от неудачного эксперимента с введением института сити-менеджеров идет по всей стране

Фото: Донцов Евгений Викторович/ Фотобанк Лори

Сити-менеджеры появились в российских городах почти десять лет назад — с принятием закона о местном самоуправлении. Города тогда получили право самостоятельно решать, кому поручить заботы о собственном хозяйстве и благосостоянии: всенародно избранному мэру, единолично возглавляющему исполнительную власть, или нанятому по контракту внешнему управленцу, на американский манер прозванному сити-менеджером.

Собственно, идеологи муниципальной реформы и не скрывали, что опирались на опыт США столетней давности. Посреди изнурительных политических баталий партий с обильным применением административного ресурса, регулярной тратой бюджетных денег на ведение избирательных кампаний и прочими радостями компроматных войн там зародилась красивая технократическая утопия: пока политики поливают друг друга грязью, управлением должны заняться специально обученные специалисты.

Вообще-то изначально предполагалось реализовать эту идею в масштабах всей страны, но в итоге наибольшим спросом профессиональные менеджеры стали пользоваться у жителей небольших провинциальных городов, более других нуждавшихся в срочном развитии нормальной инфраструктуры и повышении качества повседневной жизни. По сей день сити-менеджмент остается в США одной из самых распространенных форм муниципального управления.

В России, однако, сити-менеджеры плодились и размножались в несколько ином историческом климате: в рамках укрепления вертикали исполнительной власти и борьбы сначала старых избранных, а потом и вновь назначенных губернаторов с городской демократической вольницей.

Пик активности в деле внедрения в городскую власть внешних управленцев пришелся на конец нулевых, когда должность сити-менеджера была введена в таких городах, как Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород, известных своей традицион-ной фрондой по отношению к региональной власти.

Сергиев Посад в этом ряду представляет собой примечательное исключение. Изменения в городской устав, ликвидировавшие всенародные выборы мэра, здесь были приняты весной 2011 года по инициативе не региональных властей, а председателя горсовета Евгения Душко. Бывший политтехнолог, он фактически организовал среди депутатов бунт против ставленника губернатора Николая Маслова, который хоть и был всенародно избран, но особой популярностью в городе не пользовался.

Маслова от должности отстранили, устав поменяли и главу города стали избирать депутаты из своего состава. Мэром стал сам Душко, который назначил — официально это называлось «нанял» — сити-менеджером Юрия Калмыкова. Тогда в городе это считали чистой формальностью, поскольку всей полнотой реальной власти обладал Душко. Недоброжелатели утверждали, что Калмыков был нужен Душко только для того, чтобы проставлять последнюю подпись под наиболее сомнительными решениями и в случае чего нести личную ответственность за все инициативы городской администрации.

Но спустя всего несколько месяцев Душко убили, и в городе начался новый передел власти, на этот раз между членами команды застреленного градоначальника.

История этого передела — гигантское нагромождение фамилий, уголовных дел, назначений, споров о правомерности этих назначений и назначений других людей на место уже назначенных. В результате город получил двух человек, считавших себя сити-менеджерами, — Ивана Иноземцева и Андрея Сахнова. За одним из них стоял мэр города Виктор Хейсин, за другим — бывший сити-менеджер Юрий Калмыков, отстраненный от должности как подозреваемый по уголовному делу.

Не старайтесь запомнить эти фамилии: некоторые из них мало что говорят даже жителям самого Сергиева Посада. Главное — вся эта история стала еще одним подтверждением того, что систему, которую американские политики придумывали как защиту от политиканства и его влияния на управление городом, их российские коллеги вывернули наизнанку. Потому что в итоге в городе установилось двоевластие — а значит, им не управлял никто.

Итогом противостояния стал полный развал системы ЖКХ. Так, этой весной из Сергиева Посада перестали вывозить мусор — мусоросборочная компания отказалась продлевать контракт с городом, а кто именно из двух сити-менеджеров должен был заниматься решением этой проблемы, было непонятно. Не занялся в итоге никто. Тем более что местный филиал Федерального казначейства попросту заблокировал счет городской администрации — во избежание растрат.

Собственно, именно ради того, чтобы прекратить двоевластие, грозившее городу социальной катастрофой, в Сергиев Посад и приехал губернатор Шойгу. Первым делом он настоял на добровольной отставке всех участников конфликта. Вторым — добился того, чтобы новым мэром горсовет назначил Василия Гончарова, который возглавлял местную администрацию все 90-е годы, видимо, исходя из принципа, что проверенный конь борозды не испортит. Третьим — потребовал, чтобы горсовет вернул всенародные выборы мэра, которые пройдут в ближайшее время.

Таким образом, после полутора лет мучений города власть снова сосредоточит в своих руках избранный мэр. Как это, собственно, и произошло уже во многих других российских городах. Ведь инициатива Сергея Шойгу на самом деле не так уж и нова. За последние год-полтора очень многие города отказались от института сити-менеджеров, потому что в российских условиях их независимость от местных политических разборок — утопия, да и эффективность сомнительна.

При участии Александра Платонова

У партнеров

    «Русский репортер»
    №26 (255) 5 июля 2012
    Неграмотность
    Содержание:
    Реклама