Трендовые новости

Тренды
Москва, 12.07.2012
«Русский репортер» №27 (256)

Комментарий

«Атомы встают в строй»

В Институте физики полупроводников Сибирского отделения РАН разработали шкалу для измерения наноэлементов

Александр Латышев, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, заместитель директора по научной работе Института физики полупроводников им. А. В. Ржанова СО РАН

Для успешного развития нанотехноло- гий нужно обеспечить единство измерений в нанодиапазоне для расстояний, сравнимых по размеру с атомом. Предположим, что кто-то делает наносито, а кто-то — наночастицы. Понадобится удобная линейка, которая будет измерять оба объекта, соотнося их с каким-то эталоном. Она необходима и в биологии — для измерения вирусов и ДНК, а также в геологии, микро- и наноэлектронике.

Мы предложили такую «линейку» в виде кремниевого кристалла. Кристалл состоит из плоскостей, которые располагаются строго на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние мы и попытались использовать в качестве единицы измерения. Линейка представляет собой прямоугольный брусок кремния площадью в несколько квадратных миллиметров. Атомы кремниевой пластины встают в строй, самоорганизуются под воздействием температуры 1280°C. Образуются ступени высотой в один атом, которые остаются стабильными, когда структура остывает. Если собрать несколько ступеней в одну макроступень, ее можно использовать в качестве меры.

В институтах Сибирского отделения РАН эту нанолинейку уже применяют. Например, в нанотехнологиях широко используют атомно-силовые микроскопы. Суть устройства такого микроскопа в том, что остро заточенной иголочкой обстукивается поверхность, а система считывает высоту, на которую игла поднялась, прощупывая рельеф. Разрешение системы настолько высоко, что могут быть видны отдельные атомы. Разработанная нами «линейка» применяется для калибровки таких микроскопов и других наноинструментов. Она позволяет калибровать и сами измерительные инструменты, имеющиеся в инфраструктуре нанотехнологической сети по всей стране.

Дмитрий Бирюков

Чтобы студенты-медики могли лучше понять физиологию пожилого человека, ученые разработали специальный костюм, имитирующий физические ощущения 75-летнего пациента. Шлем ослабляет зрение и слух, толстые перчатки лишают пальцы ловкости, различные элементы костюма затрудняют ходьбу и вообще любые движения. Предполагается, что, примерив такой «наряд», будущие врачи станут с большим пониманием относиться к пожилым пациентам.

Мост из темной материи

Одна из самых интригующих задач астрофизики — поиск загадочной темной материи, создающей значительную часть массы во Вселенной. Ее гравитация, словно линза, искажает проходящие сквозь нее лучи света — на анализе этих искажений основан метод гравитационного линзирования, позволяющий найти вероятное расположение скоплений темной материи и оценить их массу.

Скопления галактик соединены перемычками. Используя метод гравитационного линзирования, астрономы из Мичиганского университета изучили, как один из таких межгалактических «мостов» искажает свет от 40 тыс. галактик, которые мы видим через него. Оказалось, «мост» длиной в 65 млн световых лет между скоплениями галактик Abell 222 и Abell 223 весит от  6,5×1013 до 9,8×1013  масс Солнца, на 80% состоит из темной материи и только на 20% из обычной, видимой нами. (1)

Примитивный, зато пушистый

Известно, что пух и перья птицы унаследовали от динозавров. Новая находка палеонтологов из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана заставляет предположить, что оперением обладали очень многие, а возможно, вообще все динозавры. В известняковой породе на территории Германии нашли отпечаток тела маленького, недавно вылупившегося из яйца ящера, на котором хорошо виден «плюмаж» из тонких перьев, напоминающих пух, особенно вокруг хвостовых позвонков. Главное в этой находке то, что по строению тела этот динозавр, живший около 150 миллионов лет назад, древний и примитивный. От его родственников произошли многие другие группы динозавров, а значит, они тоже, вероятно, обладали оперением. (2)

Российский Электроник хитрее всех

К столетию со дня рождения великого математика и отца современных компьютеров Алана Тьюринга в пригороде Лондона проводилось крупнейшее в истории состязание искусственных интеллектов — кто лучше пройдет тест Тьюринга. Этот тест — способ определить, насколько поведение компьютерного интеллекта напоминает человеческое. 30 судей пытались понять, кто говорит с ними: программа или реальный человек. Программ было 5, настоящих людей — 25. Победила российская программа, выдававшая себя за 13-летнего одесского мальчика: в 29% случаев судьи приняли ее за человека. Пообщаться с «искусственным мальчиком» можно здесь: //www.princetonai.com/bot/. (3)

Ген плохой матери

Найден ген, существенно влияющий на то, насколько заботливой матерью будет его обладательница. Исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме, изучавшие ген AVPR1A, обнаружили, что одна из его разновидностей (аллелей) каким-то образом побуждает женщину использовать более жесткие методы воспитания. Матери с этим геном реже разговаривают с детьми, одобряют их поступки или показывают им свою поддержку, зато чаще проявляют холодность и равнодушие, предоставляя детей самим себе. Это один из генов, связанных с аутизмом, — его носители реже проявляют теплоту и благожелательность к другим людям, менее общительны и более агрессивны. Выходит, дети, которым в наследство достался этот ген, получают вдобавок и недостаток родительского внимания, что усиливает негативные последствия его проявления. (4)

Источники: (1) Jörg P. Dietrich et al. // Nature. July 04, 2012.  (2) Oliver W. M. Rauhut et al. // PNAS. July 02, 2012.  (3) //www.newscientist.com/blogs/onepercent/2012/06/bot-with-boyish-personality-wi.html?DCMP=OTC-rss&nsref=online-news(4) Reut Avinun et al. // Biology Letters. 04 July 2012.