Фильмы

Афиша
Москва, 19.07.2012
«Русский репортер» №28 (257)

4:44 Последний день на Земле

Абель Феррара

Мнение

Последний фильм на Земле

В 2012 году все ждали апокалипсиса. И многие режиссеры — от Ларса фон Триера до Джеффа Николса — решили отметить эту дату своей версией конца света. Анархист Абель Феррара тоже не прошел мимо и снял самый интимный фильм о том, как однажды все умрут.

Вообще практически все его фильмы — о распаде как о единственно возможной форме жизни. И чем больше он снимает, тем более материальным становится этот распад, отражаясь уже на самой ткани его кинематографа. Недавние картины Феррары сняты так, будто он окончательно отказался от всего, что принято причислять к основе любого кино: от истории, драматургии, мастерства и даже изображения, которое то и дело бликует, становится нечетким, размазанным. Возникает ощущение, что еще чуть-чуть — и экран окончательно и навсегда погаснет без объяснения причин. Чем не идеальный фильм о конце света?

В «Последнем дне на Земле» приблизительно это и происходит. Нет, картинки тут все еще двигаются, но уже в каком-то произвольном порядке. Актеры все еще изображают своих персонажей, но уже находятся на грани того, чтобы послать друг друга и своего режиссера на три буквы. Оператор тоже снимает так, будто сейчас выронит камеру из рук. Ну, и сам режиссер словно бы не видит, что у него получается, не видит собственного фильма.

Практически все действие «Последнего дня» происходит в квартире главных героев — пары нью-йоркских жителей, готовящихся к апокалипсису без лишней истерики: прощающихся с родными по скайпу, навещающих своих друзей по соседству. Но история, характеры, интрига тут отсутствуют. Важно не то, что это очередной фильм о конце света (которых уже миллиард), а то, что он — в полном соответствии с замыслом — снят как последний фильм на Земле.

Феррара проявляет тут абсолютную честность: если уж снимаешь фильм о конце всего, то пусть твое кино тоже выглядит как нечто умирающее, исчезающее и распадающееся на глазах.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Париж — Манхэттен

Софи Лелуш

Главная героиня работает в парижской аптеке, обожает Вуди Аллена и уверена, что его фильмы могут излечить больных от любых недугов. Вот и в ее жизни наступает сложный момент — за кого из двух кавалеров выйти замуж. Здесь без вмешательства мэтра не обойтись. Романтическая французская комедия, снятая дочерью Клода Лелуша и посвященная Вуди Аллену, чьим творчеством режиссер вдохновлялась в большей степени, чем творчеством отца. Американский классик также задействован в одной из ролей.

Приходи, как ты есть

Жоффрей Энтховен

Трое друзей-инвалидов — один слепой и двое паралитиков на колясках — едут из родной Бельгии в Испанию, чтобы лишиться девственности в тамошнем борделе, который им посоветовал их друг — парень, у которого ампутированы обе ноги. По-настоящему гуманистическая и очень смешная приключенческая комедия, переворачивающая с ног на голову штампы политкорректности и показывающая, что физические недостатки и даже болезни еще не повод не жить полноценной жизнью, в том числе и сексуальной.

Космополис

Дэвид Кроненберг

Экранизация одноименного романа американца Дона Делилло девятилетней давности, предсказавшего многое из того, что случилось в последующие годы, включая мировой финансовый кризис. Практически все действие происходит в лимузине, в котором главный герой — молодой миллиардер — передвигается по Манхэттену. За окном в это время рушится валютный рынок, идут забастовки и прочие акции протеста против капитализма… Фильм-манифест — если не руководство к действию — о современном мире.

Кубатон

Дэниэл Фриделль

История двух молодых людей, живущих на Кубе. Один — доктор и музыкант, пытающийся сделать все возможное, чтобы его семья жила лучше. Другой, музыкальный продюсер из Европы, жаждет славы и денег. Они антиподы, представляющие разные взгляды на мир. Прекрасный документальный фильм о жизни современной Кубы, сохраняющей последние остатки социализма, полной драматизма и витальности, которые уже сложно найти в благополучных странах.

Новости партнеров

Реклама