Фильмы

13 сентября 2012, 00:00
Иллюстрация: Эксперт Online

Пьета

Ким Ки Дук

Мнение

Пила-18

На недавно завершившемся Венецианском кинофестивале показали «восемнадцатый фильм Ким Ки Дука». Именно так, без ложной скромности, именуется в титрах «Пьета», новая работа знаменитого корейца, который, кажется, вернулся в кино всерьез и надолго.

Первый же кадр «Пьеты» — свисающий с потолка окровавленный крюк, которым сейчас подцепят за горло очередную жертву, прикованную к стулу. Так главный герой — демонического вида ростовщик — «разговаривает» со своими должниками. Последним ничего не остается, кроме как расплачиваться с ним собственной кровью — различными физическими травмами, которые покрывает страховка.

Это, видимо, очень по-корейски: не можешь заработать — оторви себе руку или ногу, а лучше и то и другое, и получишь материальную компенсацию. Одних главный герой подвешивает на крючья, другим ломает конечности, сталкивая с крыши, засовывает в тиски. Разбудить в этом монстре человека призвана немолодая женщина, называющая себя его «блудной матерью».

В «Пьете» есть все признаки старого доброго Ким Ки Дука: завиральный, на грани фола сюжет, радикальный символизм, в котором самое низкое обозначает самое высокое, ну и, конечно, бесконечная жестокость — язык насилия как единственный вид коммуникации и единственная возможность пробудить в людях... людей.

Но «Пьета», несмотря на название и парадоксальную конструкцию, в меньшей степени притча (о возмездии и наказании), чем обыкновенный трэш, в котором, спасибо постмодерну, давно можно обнаружить аллюзии на что угодно, включая христианскую мифологию.

«Восемнадцатый фильм Ким Ки Дука» в этом смысле звучит особенно иронично — как очередная серия какой-нибудь «Пилы», только снятой автором с большой буквы, пусть и скатившимся в свой собственный конвейер.

Евгений Гусятинский, кинообозреватель «РР»

Грэбберсы

Джон Райт

Жители заброшенной рыбацкой деревни в Ирландии случайно пробудили морских чудовищ, которые выползли на берег и стали высасывать из людей кровь. В живых чудом остались лишь несколько человек — благодаря тому, что были пьяны: чудища брезгуют «дурной кровью», содержащей алкоголь. Теперь эти счастливчики должны спасти родину от нашествия водяных монстров, но для этого им ни в коем случае нельзя «просыхать». Отличная хоррор-комедия с ирландским чувством юмора.

Мисима. Финальная глава

Кодзи Вакамацу

Реконструкция последних дней жизни Юкио Мисимы, классика японской литературы XX века, философа и бунтаря, совершившего ритуальное самоубийство — по его просьбе ему отрубили голову — в знак протеста против японских солдат, отказавшихся поддержать его в организации государственного переворота. Кино о жизни как идеальном художественном проекте, в котором все, включая смерть, должно быть осмысленным и глубоко эстетичным. Режиссер Вакамацу — современный классик, снимающий фильмы минималистские и жесткие.

Короли рулетки

Эдуард Кортес

Братья Пелайос — мастера азартных игр, особенно им везет в картах и рулетке. Но их невероятный успех абсолютно просчитан: не нарушая правил и оставаясь честными, они изобрели свой собственный способ обыгрывать всех. Парни ездят по всему миру и повсюду срывают куш. На очереди крупное казино, но там уже знают об их прибытии и готовятся сделать все, чтобы у героев ничего не получилось. Авантюрная испанская комедия о легких деньгах и прочих удовольствиях. В главной роли, однако, знаменитый немец Даниэль Брюль.

Особо опасны

Оливер Стоун

Бен и Чон сделали бизнес и сколотили нехилое состояние на торговле марихуаной. Их дела идут в гору, пока на горизонте не появляется девушка по имени Елена, глава мексиканского наркокартеля, решившая взять под каблук и самих парней, и их бизнес. Новый фильм Оливера Стоуна — уже бывшего большого режиссера, который давно не в форме и чем больше снимает, тем нелепее выходит. Некая энергия в его кино все еще имеется, но это скорее уже не драйв, а тяжелое похмелье после сильно затянувшегося угара.