Трендовые новости

Тренды
Москва, 20.09.2012
«Русский репортер» №37 (266)

Комментарий

«Мы хотим строить и развивать космическую станцию в точке Лагранжа»

Майкл Лэйн Генеральный директор компании LiftPort Group

Американская компания LiftPort Group собирается строить космический лифт до Луны — речь идет о безракетном способе доставки грузов на околоземную орбиту с помощью специального троса

Лунный лифт, который может быть сделан на базе уже существующих технологий, обойдется в 800 миллионов долларов и потребует 8 лет работы. Первый лифт будет использован только для строительства второго.

Мы хотим строить и развивать космическую станцию в точке Лагранжа (точка в системе Земля — Солнце, где третий объект малой массы может находиться в неподвижном положении почти без затрат энергии. — «РР»): это легче как по технологическим, так и по финансовым причинам.

Скорее всего, такие лифты будут использовать для добычи астероидов. Космический лифт может выдержать от 40 до 240 кг техники. При невесомости вес, который будет поднимать лифт, — не самая важная проблема.

НАСА финансировало наши первоначальные исследования в 2001–2003 годах. Но буквально на днях мы получили отказ: наш проект не вошел в программу НАСА «Продвинутые инновационные концепции». И я не понимаю почему — наше предложение было довольно сильным.

Японская строительная корпорация «Обаяси» тоже собирается проектировать лифт до Луны, но, по их расчетам, он будет завершен только к 2050 году.

Сейчас ведутся переговоры с несколькими крупными спонсорами. Благодаря «народному финансированию» и частным сделкам уже собрано 50 тыс. долларов. Так что от правительства США мы рассчитываем получить не более 5% нужной суммы.

Записала Екатерина Синельщикова

Российские и южнокорейские ученые осматривают останки мамонта, найденные во время экспедиции в Якутии. Исследователи надеются найти пригодный для клонирования генетический материал, чтобы попытаться воссоздать этих животных.

53% россиян считают, что введение значков, указывающих, с какого возраста допустимо смотреть те или иные телепередачи, не поможет защитить детей от вредной информации. И лишь 22% полагают, что это полезная мера, — таковы результаты опроса фонда «Общественное мнение».

Снегопады бывают и на Марсе

Автоматическая межпланетная станция Mars Reconnaissance Orbiter, работающая на марсианской орбите, представила данные, свидетельствующие о том, что на Красной планете тоже бывают снегопады. Правда, снег там состоит не из воды, а из замерзшей двуокиси углерода, известной как «сухой лед», который на Земле используют продавцы мороженого. СО2 замерзает при температуре –125 °С, а снег из него на вид такой же белый, как и наш.

О том, что полярные шапки на Марсе состоят из двуокиси углерода, было известно давно, а новые данные показали, что из нее состоят и облака, формирующиеся зимой близ южного полюса планеты. Облака эти достаточно плотные, чтобы привести к обильным снегопадам и накоплению толстого слоя снега на поверхности, — в общем, на Красной планете зимой тоже бывает белым-бело. (1)

Сперма подчиняет самок

Исследователи из Университета Новой Англии, работающие с дрозофилами, показали, что самцы могут влиять на поведение и физиологию самки с помощью белков, содержащихся в семенной жидкости. Помимо половых клеток сперма содержит множество белков, потенциально способных регулировать работу ДНК. Исследователи сосредоточились на одном из них — пептиде с характерным названием Sp (sex peptide).

Оказалось, это вещество, попадая в организм самки, вмешивается в работу многих генов, в том числе и тех, которые управляют поведением. Исследователи высказывают гипотезу, что такие белки возникли у самцов в результате эволюционной войны полов — явления, при котором каждый пол стремится заставить противоположный действовать в своих интересах. (2)

Ленинка стала цифровой и открытой

Компания «Итеос» при поддержке Российской государственной библиотеки объявила о запуске научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» (cyberleninka.ru). Библиотека предоставит всем желающим свободный доступ к полнотекстовым статьям из ведущих российских научных журналов.

На сегодня в «КиберЛенинке» доступны 43 журнала и более двадцати тысяч научных статей. Создатели обещают постоянно пополнять каталог, а также полностью адаптировать библиотеку для планшетов. (3)

Электромагнитные поля успокаивают

Пока мы спорим о возможных вредоносных эффектах электромагнитного излучения мобильных телефонов и других бытовых приборов, появились данные о том, что это излучение способно успокоить спорщиков. Сотрудники Медицинского радиологического научного центра Минздравсоцразвития РФ установили, что электромагнитные поля низкой интенсивности уменьшают тревогу у крыс.

Бедным крысам двое суток не давали воды, а потом били током при приближении к поилке — все для того, чтобы как следует их встревожить. После этого одну группу крыс на пять минут помещали в электромагнитное поле низкой интенсивности, и крысы из этой группы начинали подходить к поилке в несколько раз чаще запуганных крыс из контрольной группы. Этот эффект похож на действие транквилизаторов. Когда же крысам стали давать транквилизатор феназепам, оказалось, что магнитные поля значительно усиливают его действие — крысы совсем переставали бояться ударов тока. (4)

Источники: (1) P. O. Hayne et al. // J. Geophys. Res. 2012. V. 117;  (2) A. Gioti et al. // Proceedings of the Royal Society B. September 12, 2012;  (3) //cyberleninka.ru/;  (4) Л. Н. Павлова и др. // Радиационная биология. Радиоэкология. 2012. Т. 52. № 4.